Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России

Актуальные статьи


Другие статьи

Заседание круглого стола на тему:
«О концепции организации саморегулирования профессиональной
медицинской деятельности в системе здравоохранения РФ»

ИЗВЕЩЕНИЕ
о заседании круглого стола на тему:
«О концепции организации саморегулирования профессиональной
медицинской деятельности в системе здравоохранения РФ»


21 ноября в здании Государственной Думы состоялось заседание круглого стола на тему: «О концепции организации саморегулирования профессиональной медицинской деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации»

На заседании присутствовали – от Комитета по здравоохранению Госдумы – С.Б. Дорофеев, представители Минздрава и Росздрава, представители общественных и профессиональных общественных и некоммерческих медицинских организаций. Всего более 70 чел. С докладами выступили С.Б. Дорофеев, профессор Л.М. Рошаль, профессор В.К. Леонтьев.

После этого состоялось обсуждение заслушанных вопросов. Общее мнение присутствующих свелось к одобрению идеи создания в России модели государственно-общественного здравоохранения. Суть проблемы заключается в постепенном внедрении системы саморегулирования в здравоохранении в профессиональную деятельность врачей путем передачи общественным организациям ряда функций, выполняемых ныне государственными органами здравоохранения. В первую очередь речь может идти о функциях аттестации, сертификации и постдипломного образования. Однако для решения этой проблемы нужна тщательная проработка и подготовка как со стороны государственного руководства здравоохранением, так и со стороны общественных организаций, которые пока не имеют достаточного опыта работы, самостоятельности и авторитета.

Важным при этом является решение двух проблем – создание единой врачебной профессиональной организации России и придание врачам статуса юридического лица. Пока эти вопросы еще далеки от своего решения.

Очень важно, что постепенный переход профессиональной деятельности к саморегулированию поддерживает Минздрав РФ, ряд руководящих организаций страны. Постепенный переход на государственно-общественный тип здравоохранения создаст единый подход к решению медицинских проблем, укрепит единство медицинских сообществ и руководящих государственных организаций, снизит уровень бюрократии, коррупции, повысит авторитет власти и медицинского сообщества.

Все присутствующие поддержали обсуждаемую идею и выразили желание работать в ее реализации. Намечен ряд мер по продвижению и реализации поднятых проблем.

Участник совещания от СтАР,
академик РАМН В.К.Леонтьев




Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

Комитет по охране здоровья


Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с письмом комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации от 24 октября 2013 года № 3.4-12/814/24881 о проведении 21 ноября 2013 года круглого стола на тему: «О концепции организации саморегулирования профессиональной медицинской деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации» направляет материалы к указанному мероприятию.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые в законодательстве Российской Федерации было установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года №23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, в соответствии с которыми объединения работодателей, работодатели, общественные организации в сфере здравоохранения (медицинские профессиональные некоммерческие организации) могут принимать непосредственное участие в разработке и общественном обсуждении проектов профессиональных стандартов, направлять свои замечания и предложения по указанным проектам, а также проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

При этом представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций вправе принимать непосредственное участие в реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), проведении тематических семинаров, мастер-классов, конференций, являться членами экзаменационных комиссий при проведении итоговой аттестации лиц, завершивших обучение по дополнительным образовательным программам.

В настоящее время создан и функционирует Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, около 80 % от общего состава которого составляют ведущие специалисты различных отраслей медицины — представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

Деятельность Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации направлена на выработку инновационных подходов к системе дополнительного профессионального образования, обеспечивающих гармонизацию отечественных традиций с лучшим международным опытом и персонифицированность обучения; возможность выбора обучающимися различных образовательных мероприятий, использования в обучении дистанционных и симуляционных технологий.

Первым мероприятием, проводимым указанным Координационным советом, является стартующий 1 ноября 2013 года пилотный проект по отработке системных подходов развития непрерывного образования медицинских работников, предусматривающий разработку и реализацию медицинскими профессиональными некоммерческими организациями краткосрочных дополнительных образовательных программ по актуальным вопросам здравоохранения, проведение конференций, школ и мастер-классов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, предоставление медицинскими профессиональными некоммерческими организациями возможности для самостоятельного обучения медицинских и фармацевтических работников с применением электронных и печатных информационно-образовательных ресурсов.

Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее -Министерство) и Некоммерческим партнерством «Национальная медицинская палата» подписано Соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения (далее - Соглашение) в котором изучение и анализ международного законодательства и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях и (или) особом статусе отдельных некоммерческих организаций (объединения адвокатов, судей, нотариусов и пр.) по вопросам саморегулирования профессиональной деятельности, а также дальнейшая разработка законодательства по указанным вопросам в Российской Федерации стали одними из ключевых пунктов Соглашения. В рамках решений Координационного совета становление и развитие принципов саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников в системе здравоохранения Российской Федерации было утверждено как одно из основных направлений совместной деятельности Министерства и Национальной медицинской палаты.

Указанное направление включает и написание проекта федерального закона о саморегулировании, его общественное обсуждение, с огласование законопроекта в установленном порядке и принятие федерального закона в срок до 31 декабря 2015 года.

В настоящее время Министерством в рамках Соглашения проводится изучение и анализ российского и международного законодательства о саморегулируемых организациях и (или) особом статусе отдельных некоммерческих организаций. Изучается опыт Европейского Союза, в частности таких государств как Германия, Франция, Болгария, Австрия, Великобритания и Польша, по правовым вопросам саморегулирования (самоуправления) профессиональной деятельности врачей.

В целях привлечения профессиональной общественности к реализации отдельных государственных функций и выработке принципов и механизмов взаимодействия по вопросам саморегулируемых организаций:

- вырабатываются совместные подходы к страхованию рисков при оказании медицинской помощи гражданам, в том числе к страхованию на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи;

- планируется проведение круглого стола по независимой экспертизе медицинской деятельности.

Вместе с тем, Министерство считает необходимым провести общественное обсуждение и определить позицию профессионального сообщества и уполномоченных государственных органов по следующим вопросам:

- основной принцип построения в Российской Федерации саморегулирования профессиональной деятельности, включая врачей, средних медицинских работников и другие категории медицинских работников;

- структура саморегулируемой профессиональной организации (на основе профессиональных общероссийских объединений с представительствами в регионах или на основе региональных объединений, которые могут включать в себя врачей разных специальностей);

- обязательность членства в профессиональных или в саморегулируемых организациях;

- мнение профессионального сообщества по количеству объединений медицинских работников в Российской Федерации;

- функции профессиональных объединений, в том числе по:

  • допуску к профессиональной деятельности;
  • вопросам этики и деонтологии;
  • повышению квалификации медицинских работников; утверждению клинических протоколов и методических рекомендаций; защите, страхованию врачей; оценке качества медицинской помощи;
  • согласованию тарифов в системе обязательного медицинского страхования;
  • проведению независимой медицинской экспертизы и участию в рассмотрении конфликтов и др;
  • должны ли профессиональные медицинские объединения участвовать в выработке политики в системе обязательного медицинского страхования.

От Министерства здравоохранения Российской Федерации 21 ноября 2013 года в заседании круглого стола на тему: «О концепции организации саморегулирования профессиональной медицинской деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации» примет участие Ответственный секретарь Координационного совета по взаимодействию Министерства здравоохранения Российской Федерации с Некоммерческим партнерством «Национальная медицинская палата» М.Н. Лесникова.

Исп.: Мыльникова Л А.
(495) 627-24-00 (*1650)




Административное и профессиональное управление

(Предложения В.К. Леонтьева, В.В. Садовского)


Административные функции

1. Создание и подготовка законов, постановлений, нормативов.

2. Определение характера медицинской помощи (государственная, смешанная, кооперативная, частная и др.) населению.

3. Определение вида и характера медицинских организаций, оказывающих помощь населению (поликлиники, отделения, кабинеты).

4. Определение способов и видов оплаты медицинской помощи (страхование, бюджет, личные средства и др.).

5. Определение (вид, способ, номенклатура) подготовка кадров для медицинской помощи населению.

6. Определение вида, объема и способа налогообложения медицинской помощи.

7. Непосредственное управление государственными медицинскими организациями.

8. Государственное планирование, отчетность и статистика медицинской помощи населению.

9. Непосредственное руководство системой подготовки кадров.

10. Разработка и проведение системы лицензирования.

11. Определение льготных групп для медицинского лечения в государственных медицинских учреждениях.

12. Создание и контроль за государственными системами профилактики.

13. Определение условий и проведение ностификации дипломов.

14. Награждение государственными наградами, грамотами, дипломами.

15. Организация и проведение проверок в государственных медицинских учреждениях.

Профессиональные функции

1. Создание образовательных программ профессиональной подготовки кадров.

2. Определение программ и путей развития медицины и здравоохранения.

3. Оценка уровня профессиональных знаний специалистов для любых целей.

4. Экзаменирование, аттестация и сертификация медицинских кадров в любых целях. Аккредитация любых медицинских организаций.

5. Разносторонняя характеристика и оценка технологий профессионального лечения и реабилитации.

6. Оценка, испытание и рекомендации любых видов оборудования, инструментов и материалов.

7. Создание профессиональных добровольных общественных организаций на основе Закона.

8. Проведение профессиональных съездов, конференций, симпозиумов, совещаний, выставок.

9. Создание системы информатики в специальности. Издание журналов, газет, создание сайтов и др.

10. Осуществление международной деятельности.

11. Определение конкретного менеджмента, финансирования и экономики негосударственных медицинских организаций. Создание рекомендаций по данному разделу в рамках закона.

12. Разработка и реализация этического кодекса.

13. Осуществление негосударственной деятельности по постдипломному образованию.

14. Проведение конкурсов, чемпионатов, мастер-классов профессионального мастерства среди специалистов.

15. Создание узкопрофессиональных объединений специальности для профессиональной деятельности.

16. Создание независимых экспертных компаний для разрешения конфликтов и др. мер, программы >страхования рисков.

17. Награждение профессиональными наградами.

18. Написание учебников, руководств, монографий, рекомендаций, пособий.

19. Деловые и профессиональные контакты с промышленностью, выпускающие медицинские изделия.

20. Проведение благотворительной деятельности.

21. Определение качества медицинской помощи для любых целей.




Проект

Рекомендации «круглого стола» на тему:
«О концепции организации саморегулирования профессиональной деятельности в системе здравоохранения Российской Федерации»

Государственная Дума
Зал №830
21 ноября 2013 года
15:00

Вопрос законодательного регулирования профессиональной деятельности медицинских организаций и работников в здравоохранении Российской Федерации является крайне актуальным.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья») впервые в законодательстве Российской Федерации было установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее - Федеральный закон № 315-Ф3), под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

По общему правилу, установленному Федеральным законом № 315-Ф3 саморегулируемая организация должна объединять в качестве своих членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное. При этом, к числу требований также относится обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии с положениями Федерального закона № 315-ФЗ.

Необходимо отметить, что статьей 5 Федерального закона № 315-ФЗ установлено, что членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Однако, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

Например, в статье 55.20. «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ указано, что национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими

негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства. При этом национальные объединения саморегулируемых организаций делятся на несколько видов:

1) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Необходимо отметить, что согласно статье 76 Федерального закона № 323 -ФЗ профессиональные некоммерческие организации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий. Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают и утверждают клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

При этом, медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации вправе принимать участие:

1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий;

2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;

3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Также, медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), которые соответствуют критериям, определяемым Правительством Российской Федерации, федеральным законом в установленном им порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья.

Исходя из изложенного, является актуальным вопрос, на основании какого федерального закона могут быть переданы указанные функции или какой-либо другой механизм передачи данных полномочий?

Критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 907 (далее -Постановление № 907).

Согласно указанным Критериям, необходимо личное членство врачей одной специальности в медицинской профессиональной некоммерческой организации, объединяющей более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации. При этом, обязательно членство указанной организации в иной организации, объединяющей в своем составе одновременно 50 процентов медицинских профессиональных некоммерческих организаций, основанных на личном членстве врачей, и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации и более 25 процентов медицинских профессиональных некоммерческих организаций, основанных на личном членстве врачей одной специальности и объединяющих более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации, сформированных по основным специальностям врачей (в соответствии с номенклатурой специальностей медицинских работников).

Организация самостоятельной и инициативной деятельности медицинскими профессиональными некоммерческими организациями в соответствии с указанным критериями представляется достаточно сложной для развивающихся саморегулируемых организаций в сфере охраны здоровья.

По мнению Леонида Рошаля, президента Некоммерческого партнерства «Национальная медицинская палата», общественные объединения во Франции, Германии, Австрии и других странах, в отличие от нашей страны, играют огромную роль в вопросах качества оказания медицинской помощи, потому что государство не побоялось передать им функции аттестации, сертификации, разработки стандартов, а также контроль над. их исполнением.

15.03.2013 года Минздравом России и Некоммерческим партнерством «Национальная медицинская палата» подписано Соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения (далее - Соглашение) в котором, принимая во внимание необходимость развития принципов регулирования профессиональной деятельности медицинских работников, одним из основных направлений сотрудничества было названо анализ международного законодательства по вопросам саморегулирования профессиональной деятельности и разработка законодательства по указанным вопросам в Российской Федерации.

Рассматривая зарубежный опыт, необходимо отметить, что подобные организации до середины XX века существовали в различных странах мира изолированно друг от друга, при этом, они создавались исторически, эволюционно.

В США профессиональные медицинские ассоциации играют ключевую роль во врачебном самоуправлении, они подразделяются на национальные, региональные, городские, сельские, а также национальные, по каждой специальности. Самой крупной общественной медицинской организацией является Американская медицинская ассоциация (АМА), функционирующая с 1847 года. Её основными функциями являются: обеспечение высокого уровня профессионализма в медицине, защита прав и интересов врачей членов АМА, защита интересов пациентов при общественных дебатах и в общественных процессах, влияние на принятие, отзыв и внесение поправок в законы, регулирующие медицинскую деятельность или относящиеся к смежным сферам и др.

Одна из старейших медицинских ассоциаций - Британская (БМА) основана в 1832 году. Она объединяет свыше 120 тысяч врачей. Цель деятельности БМА состоит в содействии развитию медицинских и смежных наук, защита чести и интересов медицинских профессий. Основными направлениями деятельности являются: советы членам БМА и участникам переговорных процессов об объемах, качестве и уровне медицинской помощи, советы и рекомендации членам БМА по всем аспектам, связанным с медицинской практикой, публикация медицинских изданий около 40 журналов и бюллетеней.

Особое место в ряду Национальных медицинских ассоциаций занимает Немецкая медицинская ассоциация, поскольку она одновременно является Немецкой врачебной палатой (НВП) и имеет специфическую структуру, связанную с федеральным устройством Германии. Основные задачи НВП аналогичны вопросам регулируемым другими национальными медицинскими ассоциациями (союзами), такие как, укрепление духа товарищества среди врачей и медицинских организаций, расширение связей и контактов между палатами земель, организация информационного обеспечения по всем аспектам врачебной деятельности и т.д. Однако, членство в земельных врачебных палатах, соответственно входящих в НВП обязательное. НВП является рабочим органом врачебных палат федеральных земель, которые являются самоуправляемыми и никак не зависят от правительства, причем, как отмечалось, членство в земельных палатах (и соответственно в НВП) является обязательным, а членство земельных палат в НВП - добровольным. Становясь обязательным членом земельной палаты, каждый врач обязан соблюдать предписываемое этой земельной палатой профессиональное право. Ежегодно НВП публикует доклад о проделанной работе, также публикует собственное мнение по различным политическим, социально-экономическим, медицинским, этическим и информационным проблемам.

Таким образом, участники «круглого стола» провели обсуждение наиболее актуальных проблем саморегулирования в сфере здравоохранения в нашей стране, а также рассмотрели зарубежный опыт и определили позицию профессионального сообщества и уполномоченных государственных органов, в том числе, по следующим вопросам:

- по какому принципу будет строиться в Российской Федерации саморегулирование профессиональной деятельности: врачей, средних медицинских работников, медицинских работников;

- должна ли структура саморегулируемой профессиональной организации строиться: на основе профессиональных общероссийских объединений с представительствами в регионах или на основе региональных объединений, которые могут включать в себя врачей разных специальностей;

- должно ли быть членство в профессиональных или в саморегулируемых организациях обязательным;

- должно ли в России быть одно общенационаьное объединение врачей (медицинских работников);

- утверждения клинических протоколов и подготовки методических рекомендаций саморегулируемыми медицинскими организациями;

- аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий; какими функциями могут быть наделены в установленном порядке профессиональные объединения, например: допуск к профессиональной деятельности; вопросы этики и деонтологии; защиты и страхования врачей; оценки качества медицинской помощи; проведения независимой медицинской экспертизы и участия в рассмотрении конфликтов и пр.;

- должны ли профессиональные медицинские объединения участвовать в выработке политики в системе обязательного медицинского страхования.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники «круглого стола» РЕКОМЕНДУЮТ

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Проработать вопрос о законодательном оформлении обязательности учета мнения саморегулируемых медицинских организаций при разработке нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья.

2. Провести Парламентские слушания на тему: «Саморегулирование деятельности медицинских профессиональных некоммерческих организаций».

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1. Разработать варианты и порядок передачи отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации медицинским профессиональным некоммерческим организациям, в соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также перечень указанных функций.

2. Рассмотреть целесообразность разработки и принятия федерального закона о саморегулировании профессиональной медицинской деятельности или внесения изменений в действующее законодательство и иные нормативные акты, в целях возможности реализации принципа саморегулирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации.

3. Проинформировать Комитет Государственной Думы по охране здоровья о результатах изучения и анализа международного законодательства и законодательства Российской Федерации по вопросам саморегулирования профессиональной деятельности.

4. Разъяснить порядок реализации на практике права медицинских профессиональных некоммерческих организаций принимать участие в программах подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников, а также в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий, установленного частью 2 статьи 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разъяснить порядок взаимодействия соответствующих территориальных органов с саморегулируемыми организациями при заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования, а также при разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Председатель Комитета
С.Н.Калашников

наверх
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2019
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов