Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России

Журнал «МАЭСТРО стоматологии»


№ 1 (57), 2015 г.

другие выпуски


СОДЕРЖАНИЕ


МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
ГОРБАТОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Masashi Mivazaki
Эстетичная реставрация жевательного зуба с помощью Bulk-Fill композита. Изготовление не прямой композитной реставрации из Tetric N-Ceram Bulk Fill

Т.А.Шпак, M.Каменских
Клинические особенности применения ультразвука на этапах эндодонтического лечения

С.А.Кобзева, И.Фрилман<br> Основные аспекты и факторы, определяющие долгосрочное функционирование ортопедических конструкций, опирающихся на зубные имплантаты

А.А.Давыдов
Комплексная функциональная реабилитация в стоматологии

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СтАР в 2014 г. "Клиническая пародонтология" и заседание "Клуба пародонтологов"

Г.И. Ронь, Т.М. Еповикова, Л.В. Уварова, М.А. Чибисова
Денситометрия в динамическом наблюдении больных с заболеваниями пародонта на конусно-лучевом компьютерном томографе как инструмент определения минеральной плотности костной ткани (на примере КЛКТ фирмы «Planmeca»)

А.С.Родионова
Стратегия контролирования кариеса - современный подход к профилактике кариеса зубов

П.А. Леус
Перспективы избавления людей от кариозной болезни

Л.П.Кисельникова, Е.С.Бояркина, Т.Е.Зуева, A.А.Апибекова, Е.И.Сальков, К.И.Федотов
Динамика поражаемости кариесом временных и постоянных зубов у детей в возрасте 3-13 лет г. Москвы

ЗНАК "Одобрено Стоматологической Ассоциацией России" ("Одобрено СтАР") - высшая экспертная оценка профессионального сообщества

И. И. Дзугаева
Совершенствование лечебно-профилактической помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования взрослому населению с заболеваниями слизистой оболочки рта

XXXIII Всероссийской научно-практической конференции СтАР "Актуальные проблемы стоматологии" 20.04-23.04.2015 г.

Н.М. Шулькина, И. И. Дунаевская
Зона особого внимания - первый шейный позвонок

К.Г. Караков, Т.Н. Власова, А.В. Оганян
Активность ферментных систем полиморфноядерных лейкоцитов при пародонтите на фоне эндокринной патологии

B.В.Кубаренко
Актуальность фотографии в стоматологической практике

А.В.Алимский, A.M.Клюев
Причины и мотивация обращаемости населения в конкретные негосударственные стоматологические медицинские организации

ПОСТ-РЕЛИЗ БАЛА СТОМАТОЛОГОВ 2015 г.

 

Полная электронная версия журнала
(скачать файл в формате PDF)



Горбатова Любовь Николаевна

Горбатова Любовь Николаевна

Дата рождения — 17 декабря 1959 г.

Место рождения — г. Архангельск.

Обучение на стоматологическом факультете АГМИ (1978-1983), работа в Кубенс-кой районной больнице №2 Вологодской области (1983-1987), обучение в клинической ординатуре (1987-1989), аспирантуре (1993-1996), докторантуре (1998-2001) на кафедре стоматологии детского возраста СГМУ.

1997 г. - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям 14.00.21 - Стоматология, 03.00.13 - Физиология.

2006 г. - защита диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальностям 14.00.21 - Стоматология, 03.00.13 - Физиология.

2006 г. - присвоены звание доцента по кафедре стоматологии детского возраста, высшая врачебная категория.

С 2006 г. - заведующая кафедрой стоматологии детского возраста.

2010 г. - обучение в государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (г. Ярославль) по Европейской гармонизированной программе по системе менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта IS09001: 2008.

2012 г. - присвоено звание профессора по кафедре стоматологии детского возраста.

2013 г. - обучение в Учебном центре подготовки руководителей национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по программе «Модернизация программ стратегического развития вузов с учетом приоритетов регионального развития» (г. Санкт-Петербург).

2013 г. - обучение в Центре повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Северо-Западного Института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе «Актуальные вопросы государственного и

муниципального управления» (г. Санкт-Петербург).

2011 - 2014 г. - проректор по лечебной работе и последипломному образованию.

С 2014 г. - ректор СГМУ.

Член Проблемной комиссии по детской стоматологии Министерства здравоохранения РФ.

Член Совета стоматологической Ассоциации России.

Член Совета ректоров Северо-Западного федерального округа.

Член Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов РФ.

Президент Региональной общественной организации «Ассоциация стоматологов Архангельской области».

Победитель областного и Всероссийского конкурса «Женщина - директор года» (2001).

Автор 134 научных и учебно-методических работ.

Весной прошлого года сотрудники Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) выбрали нового руководителя. По итогам тайного голосования победила Любовь Николаевна Горбатова, ставшая первой в истории ВУЗА женщиной - ректором.

— Любовь Николаевна, почему Вы приняли решение участвовать в выборах ректора?

— Я никогда не думала, что стану проректором, тем более ректором, поскольку считала, что уже реализовалась в профессиональном плане. Клиническая ординатура на кафедре детской стоматологии, аспирантура, докторантура, должность заведующей кафедрой — в университете все для меня не просто родное, это моя жизнь. Если говорить о трудовой деятельности, в моей судьбе удачно сложилось все то, чем мне по-настоящему нравится заниматься, то, что я действительно люблю, — лечить детей, учить студентов, проводить научные исследования.

По большому счету, имелась только одна причина, по которой я в свое время заняла административную должность — проректора по лечебной работе и последипломному образованию. В течение ряда лет университетские кафедры вытеснялись из архангельских клиник, сложившуюся ситуацию необходимо было изменить. Мною руководило желание помочь вузу сохранить традиции подготовки студентов на клинических базах, достичь взаимопонимания с главными врачами лечебных учреждений, ведь подготовить хорошего врача можно только совместными усилиями.

Сегодня, благодаря четкому и слаженному взаимодействию вуза с министерствами здравоохранения России и региона, ситуация кардинально изменилась — 33 лечебных учреждения Архангельска являются клиническими базами университета.

Понимание необходимости дальнейшей интеграции науки, образования и практического здравоохранения привело к тому, что я приняла решение участвовать в выборах ректора.

— Любовь Николаевна, расскажите об университете, которым Вы в настоящий момент руководите.

— Главной нашей задачей была и остается подготовка высококвалифицированных специалистов, в первую очередь для регионов Европейского Севера. Сегодня в университете постоянно обучается свыше 5,5 тысяч человек, значительную долю приема студентов составляет целевой заказ регионов в соответствии с договорами. Подготовка медицинских кадров ведется на 11 факультетах и 58 кафедрах. Важная роль отводится развитию студенческой науки. В вузе созданы все условия для творческого развития и самореализации студентов.


На открытии Иоанновского форума в СГМУ. С митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом

В структуру университета, кроме клинических кафедр, входят Центр довузовского образования и профориентации, Международная школа общественного здоровья (АМШОЗ), центр доклинической подготовки, консультативно-диагностическая и студенческая поликлиники, спортивно-оздоровительный комплекс, университет здоровья. Активно функционирует лабораторный комплекс ЦНИЛ. В этом большая заслуга сплоченного коллектива вуза.

Ключевым направлением деятельности является развитие международного сотрудничества. У нас реализуется 24 международных проекта с партнерами из Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии и США, из них 15 исследовательских. Обучение иностранных студентов, которых сегодня более 300, позволяет вузу интегрироваться в мировое образовательное пространство.

— Продолжая тему международного сотрудничества, расскажите, в чем оно состоит? С какими странами у вуза завязались наиболее тесные и дружеские отношения?

— Одним из наших давних партнеров является Арктический университет Норвегии (г. Тромсё). Еще в 1992 г. между нашими вузами был подписан договор об обмене студентами, преподавателями и научными кадрами. Со временем сотрудничество расширилось: сегодня проводится совместная научно-исследовательская работа, осуществляются образовательные проекты, реализуются программы обмена. В 2014 г. подписано соглашение между стоматологическими факультетами СГМУ и Арктическим университетом Норвегии.

В рамках совместной деятельности наши студенты проходят исследовательские и клинические практики, стажировки. За последние годы в университете г. Тромсё побывали более 100 студентов СГМУ, 32 из которых продолжают научные исследования в рамках совместных проектов.


С главой региона И.А. Орловым и министром здравоохранения Архангельской области Л.И. Меньшиковой


Итоговая научная сессия. С почетными докторами, профессорами и гостями СГМУ


С профессорами, заведующими стоматологическими кафедрами и студентами-стоматологами СГМУ

С 2009 г. реализуется трехсторонний российско-норвежский проект «Поморская программа развития первичного здравоохранения», направленная на улучшение качества подготовки специалистов общей врачебной практики в Архангельской и Мурманской областях, внедрение принципов непрерывного профессионального развития. Это первый российский опыт использования норвежской образовательной модели подготовки врачей общей практики (семейных врачей). Завершены уже два этапа этого проекта. В 2014 г. стартовало новое научное исследование, организованное в рамках «Поморской программы».

Не менее важными являются и такие проекты, как программа подготовки исследователей (PhD-школа); проект по изучению причин, механизмов и факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний; совместная дистанционная программа обучения и летние производственные практики фармацевтических факультетов; российско-норвежский проект «Муниципальный регистр травм и профилактика травматизма».

— Любовь Николаевна, каким Вы видите университет сегодня, и каким он должен стать в будущем?

— Наш университет имеет не только более чем 80-летнюю историю, но и сформированную за долгие годы уникальную Северную медицинскую школу. Для меня главными приоритетами деятельности вуза являются сохранение того, что было создано, и реализация новой программы развития университета, разработанной с учетом задач, поставленных перед нами Президентом и Правительством.

Одной из ключевых задач вуза является выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение их результатов в практическое здравоохранение. Многое в этом направлении уже сделано, но еще больше предстоит сделать.

Совместно с Министерством здравоохранения Архангельской области наш вуз обеспечивает охрану здоровья населения и работающих в Арктике. В университете созданы научно-исследовательские институты морской и арктической медицины. Планируется создание научно-исследовательского Центра арктической экстремальной медицины и медицины катастроф.

Государственная программа РФ по социально-экономическому развитию Арктической зоны ставит перед нами ряд задач, которые потребуют качественно нового медицинского сопровождения, а значит, создания более эффективной системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, социальных работников и менеджеров органов управления здравоохранением.

Стратегической задачей деятельности нашего университета на ближайшие годы является создание Северо-Европейского научно-образовательного медицинского кластера как базы для инновационного развития медицинской науки и здравоохранения. Это даст возможность вузу стать не только образовательным учреждением, обеспечивающим внедрение системы непрерывного профессионального развития, но и центром, координирующим научно-исследовательские проекты, направленные на решение демографических проблем, охрану здоровья населения, изучение особенностей течения заболеваний в высоких широтах, профилактику заболеваний.

Имеющийся в вузе опыт реализации совместных международных программ и проектов, использование ресурсов Архангельской международной школы общественного здоровья позволит готовить специалистов, владеющих современными технологиями по эпидемиологии, профилактике, реабилитации и др. Работа на базе

СГМУ международной школы PhD — еще один шаг к созданию единого научно-образовательного пространства на Европейском Севере.

— Любовь Николаевна, каковы Ваши планы?

— Если говорить о планах на будущее, необходимо сказать о том, что нам до сих пор не удалось создать университетскую клинику. Надеюсь, что прорыв в этом направлении произойдет в ближайшем будущем. Сегодня мы развиваем консультативно-диагностическую поликлинику вуза, совершенствуем материально-техническое оснащение, расширяем спектр и качество медицинских услуг.

Активно разрабатывается программа развития имущественного комплекса университета. Хочется реализовать давнюю мечту о настоящем современном студенческом кампусе. Планируется строительство общежития. Это также позволит развивать экспорт образовательных услуг, привлекая больше иностранных студентов, повышая статус вуза на международном уровне.

Разработана и реализуется концепция научно-образовательного симуляционного центра, где студенты и врачи отрабатывают различные медицинские манипуляции на специальных тренажерах-симуляторах. Центр уже активно работает, однако требуется наполнение его симулятора-ми с программным обеспечением.


С первым выпуском врачей-стоматологов вуза и деканом стоматологического факультета СГМУ А.С. Оправиным (в первом ряду крайний справа)


На ежегодной городской выставке для будущих абитуриентов «Наука, образование, карьера»


Всегда в курсе последних событий (дежурная по номеру «Медицинской газеты»)

— Какие перемены, по Вашему мнению, ждут медицинские вузы в связи с реформой последипломного образования?

— Реформа высшего образования предполагает, что с 2016 г. интернатура, как вид подготовки системы медицинского образования, будет отменена. Останется только клиническая ординатура, причем уже не в качестве последипломной подготовки, а как возможность подготовить специалиста по более углубленным программам.

Таким образом, получив диплом врача, молодой специалист будет иметь право сразу приступить к работе в практическом здравоохранении. Выпускник лечебного факультета — участковым терапевтом, педиатрического факультета — участковым педиатром, стоматологического — стоматологом общей практики.

Сегодня перед нами поставлена задача — довести качество образовательного процесса до такого уровня, чтобы выпускники с


На форуме студентов медицинских образовательных учреждений Архангельской области «Мы - достойная смена» с руководителем регионального Министерства здравоохранения

первых дней были готовы работать самостоятельно. Безусловно, это накладывает особую ответственность на медицинские вузы. Считаю, что профессорско-преподавательский состав нашего университета к -этому готов.

Следует отметить и то, что Министерством здравоохранения РФ разработана концепция непрерывного медицинского образования. То есть учеба для врача по определению не может закончиться с получением диплома. Начинающий врач не должен оказаться изолированным от всего медицинского сообщества. В нашем университете сформированы все условия для внедрения дистанционных технологий обучения. В перспективе медицинское информационно-коммуникационное пространство региона должно быть ориентировано в первую очередь на медицинский вуз.


На вручении юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На первом плане старейший работник вуза - доцент кафедры хирургии СГМУВ.П. Рехачев

— Расскажите о работе стоматологического факультета Вашего вуза.

— Сегодня на профильных кафедрах стоматологического факультета работают 38 преподавателей, из них 7 докторов наук, 19 кандидатов наук, 8 заслуженных врачей РФ. Активные научные исследования проводят профессора В.П. Зеновский, С.Н. Федотов, Т.Н. Юшманова, А.У. Минкин, А.С. Оправин, Т.В. Вилова. В последние годы на факультете обновлено стоматологическое оборудование, введена в работу зу-ботехническая лаборатория, работает факультетский фантомный Центр, началось обучение по специальности «Гигиенист стоматологический». Активное участие студенты принимают в научно-исследовательской работе. Накапливается опыт зарубежных стажировок студентов по программе международного обмена IADS и EDSA.


С победителями турнира по крикету - студентами международного факультета врача общей практики СГМУ

Заседание научного кружка по истории медицины, посвященного истории стоматологии

На факультете не обходят вниманием и практикующих врачей. С 1995 г. проводятся циклы усовершенствования по различным стоматологическим специальностям. При этом учитывается целевая ориентация врачей-стоматологов, специфика содержания их обучения. Уже стал традиционным Областной конкурс профессионального мастерства среди врачей-стоматологов со стажем работы до 5 лет.

Визитной карточкой стоматологического факультета СГМУ являются его выпускники — высококвалифицированные специалисты, которые востребованы в различных регионах нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Среди них — выдающиеся ученые, профессора, организаторы здравоохранения: заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минздрава России», зав. кафедрой стоматологии ФППО «Первый МГМУ» А.А. Кулаков; д.м.н., профессор кафедры стоматологии ФППО «Первый МГМУ» В.А. Семкин и многие другие.

— Вы долгое время заведовали одной из стоматологических кафедр. Расскажите о своей кафедре.

— Кафедра стоматологии детского возраста организована в 1984 г. Первым ее заведующим стал заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор Ю.Л. Образцов. Основное научное направление кафедры — изучение распространенности стоматологических заболеваний у детей на Севере, организация их лечения и профилактики. В последние годы сотрудниками и аспирантами проводится исследование особенностей факторов риска и клинического течения основных стоматологических заболеваний у детей с отягощенным анамнезом и соматическими заболеваниями, в том числе эндокринной патологией (сахарным диабетом, патологией щитовидной железы), нарушениями фосфорно-кальциевого обмена, часто болеющих детей и т.д. Изучаются социальные и медико-биологические факторы риска возникновения зубочелюстных аномалий. В настоящее время на кафедре создается банк данных стоматологической заболеваемости детского населения Европейского Севера.


Подписание соглашения о сотрудничестве с руководителем Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии членом-корреспондентом РАН, профессором А.А. Кулаковым

Кафедра тесно сотрудничает с практическим здравоохранением. Сотрудники ежегодно оказывают помощь более 10 000 пациентов, выполняют более 500 операций, консультируют более 2000 человек.

Заключение договоров с детскими дошкольными учреждениями и школами позволило регулярно проводить гигиеническое воспитание и обучение детей г. Архангельска, осуществлять профилактику стоматологических заболеваний.

В настоящее время на кафедре работают опытные квалифицированные врачи и педагоги. С 1995 г. на кафедре осуществляются циклы усовершенствования детских врачей-стоматологов, ортодонтов, врачей-стоматологов общей практики, профессиональная переподготовка специалистов Архангельской, Вологодской, Мурманской, Ярославской областей, Республики Коми и Карелия и др.

Большим авторитетом у выпускников пользуется клиническая ординатура и интернатура. За сравнительно короткий период своей истории на кафедре подготовлено более 40 клинических ординаторов. У многих сотрудников кафедры есть действующее членство в международных стоматологических организациях, что дает им право ежегодно принимать участие в стоматологических конгрессах, которые проходят в Норвегии, Польше, Литве, Бразилии, Франции, Италии, Нидерландах, Южной и Великобритании.

— Любовь Николаевна, мы уверены, что нашим читателям будет интересен Ваш путь в профессию?

— Моя мама работала фельдшером, мечтала стать врачом, видимо, она и привила мне интерес к медицине. После окончания медицинского института в 1983 г. я вместе с мужем, с которым познакомилась на первом курсе и училась в одной группе, четыре года работала по распределению в районной больнице Вологодской области.

Сейчас я признаюсь своим студентам, что детскую стоматологию не любила до такой степени, что иногда прогуливала лекции. Однако, поработав на смешанном приеме — и детском, и взрослом, — поняла, что лучше, чем работа с детьми, ничего нет. Очень люблю свою профессию. Через мои руки прошли десятки, если не сотни тысяч пациентов. Сейчас, к сожалению, прием пришлось ограничить, и потому чувствую ностальгию по практике ...

После работы в сельской местности вернулась в Архангельск, чтобы продолжить обучение в клинической ординатуре на кафедре детской стоматологии. Затем последовали аспирантура и написание кандидатской диссертации, докторантура и защита докторской, работа на кафедре.


Открываем Осенний бал для первокурсников

— Расскажите о своих учителях.

— С учителями мне очень повезло. Все они были примером высокого профессионализма.

Хотелось бы вспомнить доктора медицинских наук, профессора Якова Михайловича Збаржа — известного ученого, клинициста, педагога, внедрившего в стоматологическую практику оригинальные методы, названные его именем. Он сконструировал специальные аппараты для лечения ранений челюстно-лицевой области, предложил и разработал способы применения некоторых пластмасс в стоматологии. Он был участником Великой Отечественной войны, потрясающе грамотным специалистом и добрейшим человеком. Еще будучи студенткой второго курса и занимаясь в научном кружке под его руководством, я получила первые бесценные навыки научно-исследовательской работы.

Диссертация выполнялась под руководством Юрия Леонидовича Образцова — замечательного методиста, ученого и педагога, много сделавшего для развития детской стоматологии в нашем северном регионе. Так как обе диссертации писались по двум специальностям — стоматологии и физиологии, большую помощь в их подготовке оказала профессор, доктор медицинских наук Лилия Константиновна Добродеева.

— Любовь Николаевна, что помогает Вам в работе ректора?

— Прежде всего, имеющийся у меня опыт клинической, педагогической, научной, общественной и руководящей деятельности.

В 1993 г. мы с мужем создали частную стоматологическую клинику. Все эти годы она являлась клинической базой кафедры детской стоматологии. Благодаря частной клинике, сотрудники кафедры имели возможность участвовать в международных профильных выставках, обучающих семинарах и внедрять полученные знания и новые технологии в процесс обучения студентов-стоматологов.

В начале своей предпринимательской деятельности я стала членом «Союза деловых женщин» г. Архангельска. Полученный опыт работы в общественной организации помогает мне на посту президента Ассоциации стоматологов Архангельской области.

Поддерживает меня моя семья: муж и дети, которые пошли по нашим стопам и нашли свое призвание в стоматологии.


Кафедра детской стоматологии СГМУ: нижний ряд слева направо: Л.А. Войтехович, Т.В. Ушакова, Л.Н. Горбатова, С.В. Шидловская, Т.И. Чупрова; верхний ряд слева направо: М.Ю. Пастбин, С.П. Третьякова, Е.Н. Гребнева, М.А. Горбатова, Д.М. Чурсанов, И.В. Терехова, А.А. Клопова, Е.И. Уткина, С.Н. Ларионов
наверх
Просмотров: 2308
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2024
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование