№3 (51), 2013 г.


другие выпуски


СОДЕРЖАНИЕ

МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
МИТРОНИН Александр Валентинович

А.В. Митронин, М.М. Герасимова
Применение ирригационных растворов и пассивной ультразвуковой ирригации для удаления препаратов гидроксида кальция из корневых каналов

Н.Н. Саган, К.А. Лебедев, А.В. Митронин, И.Д. Понякина, Л.Г. Саган, Г.Н. Журули, И.Ю. Гончаров
Клинико-лабораторные методы выявления гальванических токов в полости рта пациентов

9-й Всемирный конгресс Международной Федерации Эндодонтических Ассоциаций (IFEA) — 2013 (Япония-Токио)

А.В. Митронин, В.А. Епифанов
Профилактика профессиональных заболеваний стоматолога в течение рабочего дня

А.В. Митронин, Б.Д. Цыганков, С.А. Бутаева
Особенности течения кариеса у больных шизофренией

И.Г. Островская, Т.П. Вавилова, А.В. Митронин, Е.А. Савинова
Роль системы «Антиоксидант-прооксидант» в патогенезе пульпита у детей

Т.С. Беляева
Применение гуттаперчи в стоматологии: история длинной в 150 лет

К.А. Пашков
К 130-летию со дня рождения основоположника стоматологии А.И. Евдокимова

М.Н. Куваева, Е.Д. Юрцева
Применение активных (инновационных) методов преподавани

А.В. Митронин, С.А. Рабинович
Конгресс - 2013, посвященный 60-летию стоматологического факультета Иерусалимского университета Хадасса

Доктор Лукас Энггист
Эргономичность в сочетании со стилем. Новая линия ламп Bluephase Style от компании Ivoclar Vivadent

Светлая память Юрию Михайловичу Максимовскому!

Ю.В. Кузовкова
Конкурс на самый интересный клинический случай 2013. Пресс-релиз

ЧЕМПИОНАТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА в 2013 г.
«Лучшая работа в ортопедической стоматологии»

А.В. Алимский, С.А. Абакаров, Д.В. Сорокин
Возрастание потребности курсантов стоматологического факультета РМАПО в преподавании цикла «Общественное здоровье и здравоохранение»

М.А.Чибисова
Трехмерная компьютерная лучевая диагностика в различных разделах амбулаторной стоматологической практики, опыт организации междисциплинарного взаимодействия

ЧЕМПИОНАТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА в 2013 г.
«Федеральный чемпионат зубных техников»

Ю.В. Кузовкова, Е.П. Иванова
Российская делегация посетила всемирный конгресс FDI в Стамбуле (Турция) 96




Митронин Александр Валентинович МИТРОНИН
Александр Валентинович

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, врач—стоматолог высшей категории, заведующий кафедрой кариесологии и эндодонтии, декан стоматологического факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Митронин А.В. после окончания ММСИ прошёл путь от клинического ординатора кафедры пропедевтики терапевтической стоматологии ММСИ до профессора кафедры факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ.

На основании Решения Ученого Совета МГМСУ — 30 июня 2009 г. в университете и впервые в России создана кафедра терапевтической стоматологии и эндодонтии ФПДО, а её заведующим Учёным советом МГМСУ избран профессор Митронин А.В.

В рамках реорганизации структуры факультета, в соответствие с ФГОС по специальности «Стоматология», прошло объединение с кафедрой факультетской терапевтической стоматологии и с 01. 09. 2013 г. структурное подразделение названо кафедрой кариесологии и эндодонтии.

Профессор Митронин А.В. — председатель административного Учёного Совета стоматологического факультета, зам. председателя диссертационного совета Д 208.041.07 МГМСУ, член аттестационной комиссии врачей—интернов и врачей—стоматологов, претендующих на подтверждение категории. С 2007 г. по 2010 г. — член Высшего экспертного Совета СтАР. С 2007 г. по 2013 г. — председатель секции «Эстетическая стоматология» СтАР. Митронин А.В. является членом эндодонтичес— кой секции СтАР (ESRDA), Международной федерации эндодонтических секций (IFEA) и Европейского Эндодонтического Общества (ESE). Проходил неоднократные стажировки по специальности в Швейцарии, Германии. Имеет диплом о дополнительном (к высшему) образовании — квалификация «Преподаватель высшей школы». Проходил циклы повышения квалификации: «Обезболивание и неотложная помощь в стоматологии», курс по новым технологиям CAD/CAM system и применению CEREC—реставраций в эстетической стоматологии и др.

Профессор Митронин А.В. — главный редактор журнала ВАК «Эндодонтия Today», шеф—редактор журнала ВАК «Cathedra. Стоматологическое образование», член редакционных коллегий научно—практических журналов: «Российская стоматология», «Стоматология для всех», «Дентал Forum», входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК для публикаций основных научных результатов диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук; член международных редакционных советов журналов «СЛЕДДИПЛОМНА КВАЛИФИКАЦИЯ И НЕПРЕКЪСНАТО УСЪВЪРШЕНСТВАНЕ В СТОМАТОЛОГИЯТА», «Dental—класс».

Основное научное направление — актуальные проблемы эндодон— тии, совершенствование методов профилактики, комплексной диагностики, терапии и реабилитации пациентов с болезнями твёрдых тканей зубов, пульпы и периапи— кальных тканей. Митронин А.В. — автор (соавтор) более 370 научных работ, в том числе учебника «Фтизиопульмонология» для лечебных и стоматологических факультетов медицинских вузов России; руководства для врачей «Одонтогенные воспалительные заболевания»; национального руководства «Терапевтическая стоматология», книг — «Клинические ситуации с иллюстрациями» «Непереносимость зубопротезных материалов», «Терапевтическая стоматология. Руководство к практическим занятиям», 9 монографий, 13 методических рекомендаций и учебных пособий для студентов и врачей, а также 11 изданий книг — Тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Стоматология». Автор 4 изобретений РФ. Активно участвует в международных, всероссийских практических симпозиумах и семинарах, Всемирных стоматологических конгрессах FDI (Швеция — 2008, Бразилия — 2010), конгрессе «Дни стоматологии» в Ницце — 2011 (Франция), трёх эндодонтических конгрессов эндодонтической ассоциации СтАР, трёх эндодонтических международных конгрессов VDW «Революционные технологии в эндодон— тии», 8—м и 9—м Всемирных конгрессах Эндодонтических Ассоциаций (Греция — 2010, Япония — 2013), 15—й конгресс Европейских эндодонтических ассоциаций (Рим — 2011), имеет дипломы и сертификаты научно—практических конференций, симпозиумов по стоматологии, в т. ч. эндодонтии, эстетической стоматологии. Под руководством профессора Митронина А.В. защищены 13 кандидатских диссертаций и 7 учеников готовят диссертации к защите. Профессор Митронин А.В. является заместителем председателя оргкомитета МГМСУ по подготовке и проведению ежегодных совещаний деканов стоматологических факультетов медицинских вузов России. Является одним из активных разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Стоматология».

Митронин А.В. награждён медалью «В память 850—летия Москвы», медалью «За заслуги» I степени. Честь.

Доблесть. Слава. Имеет звание «Ветеран труда», награжден Почетной грамотой Минздрава РФ «За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд», знаком «Отличник здравоохранения», Орденом «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД СТОМАТОЛОГИЕЙ» II степени. Лауреат конкурса «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — 2007 г.». В 2010 г. профессор Митронин А.В. включен в Биографическую энциклопедию успешных людей России Who is Who Verlag fur Personen enzyklopadien AG. В 2013 г. Указом Президента Российской Федерации профессор А.В. Митронин награждён государственной наградой РФ — Почётное звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу.


За лечебной работой

Как случилось, что Вы решили стать врачом—стоматологом?

— Наверное, банальный случай. Медицина в целом привлекала. С детства дружу со спортом, пробуя разные виды — интерес был и к спортивной гимнастике, уж очень слаженные фигуры у гимнастов. Но однажды, делая «солнышко» на перекладине, ударился лицом, и в результате травма переднего зуба — откололся кусочек. Когда же ловкие руки женщины—стоматолога искусно вернули красивую улыбку, в голове созрело окончательное решение.

После школы поступил в медицинское училище, окончив которое получил специальность фельдшера. Распределили на «скорую помощь». Наконец—то не только хотел, но и мог помогать людям.


Коллектив кафедры кариесологии и эндодонтии МГМСУ

Даже отдавая долг Родине, не ушел из профессии. Во время службы на Северном флоте был санинструктором. Страна в те годы жила во власти пятилеток, урожай убирали всем миром. И в такие «горячие» дни медицина была очень востребована: травмы, аварии, вспышки эпидемий, пищевые отравления... Врача, фельдшера и санинструктора могли вызвать и днем, и ночью. Будучи старшиной первой статьи получал не только благодарности от командования, но порой и внеплановый отпуск. Когда демобилизовался, за отличную службу руководство Северного флота вручило направление на поступление в любой вуз. Институтом, в который в 1977 г. пришёл в морской форме был ММСИ им. И.М. Семашко. Тогда я ещё не знал, что эти стены станут родными. Правда, я демобилизовался осенью, и учебный год уже начался. Отнес документы на подготовительное отделение — рабфак. Прошел собеседование, и приняли. Через год зачислен на I курс института.


Международные эксперты ADEE в ректорате МГМСУ

— Как проходили Ваши студенческие годы?

— Учеба занимала много времени, и все же стал заниматься общественной работой: был старостой, членом бюро факультета, позже — секретарем комсомольской организации стоматологического факультета и членом комитета комсомола вуза. А к 3 курсу, когда началось преподавание, стали появляться люди, во многом определившие профессиональную судьбу. В первую очередь профессора Татьяна Григорьевна Робустова и Юрий Михайлович Максимовский. Они помогли найти правильный путь. Татьяна Григорьевна любила повторять: «Занимаясь общественной работой, не забывайте о профессии». На 3 курсе записался в научный кружок на кафедре пропедевтики терапевтической стоматологии, которую тогда возглавлял профессор Михаил Иосифович Грошиков. После окончания вуза поступил в ординатуру.


Члены Российской делегации на Всемирном эндодонтическом конгрессе после церемонии вступления в IFEA: Цветкова А.А., Беляева М.С., Аксамит Л.А., Шеина Н.М., Снегирев М.В., Макеева И.М., Митронин А.В., Рабинович И.М., Параскевова Л.П.(Греция), Ржанов Е.А., Беляева Т.С.

— Разрешите начать с вопроса об основных моментах Вашего профессионального пути.

— После окончания ординатуры профессор Ю.М. Максимовский, сменивший ушедшего Михаила Иосифовича на посту заведующего кафедры пропедевтики терапевтической стоматологии, подписал заявление о поступлении в аспирантуру. Вместе со своими научными руководителями Т.Г. Робустовой и Ю.М. Максимов— ским подготовлена и защищена диссертационная работа сначала кандидатская, а затем через 14 лет докторская. А пока решением кафедрального собрания предложено место ассистента на ставшей уже родной кафедре. К научной работе добавилась педагогическая деятельность. Тогда во главе вуза стоял академик РАМН, профессор Евгений Иванович Соколов, на посту ректора ММСИ (МГМСУ) его сменил академик РАМН, профессор Николай Дмитриевич Ющук. Проработав ассистентом, затем доцентом мне деканом стоматологического факультета профессором Г.М. Барером предложено поработать ещё и заместителем декана. Так мне удостоено знакомство ещё с одним учителем по работе с огромным коллективом студентов и сотрудников факультета. Перенимал опыт у очень интеллигентного и умного человека профессора Г.М. Барера.

Профессию и науку не покидал — в 2004 г. закончил докторскую диссертацию. Затем вновь плотная работа с профессорами — учителями Т.Г. Робустовой и Ю.М. Мак— симовским. В основе своей вся научная деятельность связана с эндодонтическим лечением — комплексным лечением и реабилитацией больных с деструктивными формами хронического периодонтита. В 2005 г. присвоена степень доктора наук, а в 2006 г. — стал профессором.

— Расскажите, как Вы стали деканом столь значимого факультета, о работе?

— В декабре 2007 г. после смерти Г.М. Барера ректор университета Заслуженный врач РФ, Главный стоматолог Минздрава РФ, профессор О.О. Янушевич предложил мне должность декана факультета. Это означало только одно — постоянный труд для развития стоматологического образования в вузе и, учитывая головную роль МГМСУ в этой области, консолидацию профессионального и академического сообществ по специальности «Стоматология» и это мы делали и делаем с профильной комиссией и деканами стоматологических факультетов медицинских вузов России.


Митронин А., Гришин С., Чикунов О. На утренней тренировке в г. Чебоксары

И все же главный приоритет — студенты. Без внимания не остается ни одно из их обращений. Однажды после очередного выпуска врачей родители студентов подарили мне символическую статуэтку — «Руку декана», которая, по их словам, отображает работу декана, который помогает студентам и хранит ребят от всех неприятностей. Эта статуэтка на моём домашнем столе до сих пор (ведь я перехожу из кабинета в вузе в кабинет дома и продолжаю работать). Во многом мне помогал «вышедший из комсомола» проректор по воспитательной работе Казбек Георгиевич Дзу— гаев. В МГМСУ развито студенческое самоуправление, идут серьезные преобразования в соответствии с Болонс— ким процессом, но на основе отечественной стоматологической школы разрабатан третий «Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Стоматология». Суть его в следующем: выпускник вуза должен быть готов к практической деятельности без дополнительного обучения в интернатуре (пока диплом государственного образца не дает право на профессиональную деятельность без сертификата). А для этого увеличены кредиты в профессиональном блоке — больше практики, начиная с младших курсов, как на пациентах, так и на симуляторах, фантомах. Сейчас на факультете вместе со студентами—иностранцами получают образование 3200 человек. На факультете под руководством ректора МГМСУ, Заслуженного врача РФ, профессора О.О. Янушевича и Президента МГМСУ, академика РАМН, профессора Н.Д. Ющука активно и плодотворно обеспечивают учебный процесс известные ученые, заведующие кафедрами: академик РАМН, профессор Л.Л. Колесников (зав. каф. анатомии человека); Члены—корр. РАМН, профессора: Л.С. Персин (президент Российского общества ортодонтов, зав. каф. ортодонтии), А.Ю. Васильев (зав. каф. лучевой диагностики), В.К. Леонтьев; Заслуженные деятели науки РФ, профессора: Т.Г. Робустова, И.Ю. Лебеденко (зав. каф. комплексного зубопротезирования), М.Д. Дибиров (каф. хирургических болезней и клинической ангиологии), А.Л. Вёрт— кин (зав. каф. Клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи); Заслуженные врачи РФ, профессора: Э.М. Кузьмина, С.А. Рабинович, С.Т. Сохов, Н.Н. Мальгинов, А.Ю. Дробышев, А.В. Митронин, С.Д. Арутюнов, Л.Н. Максимовская, А.М. Торчи— нов, Ю.Н. Перламутров, Л.А. Дмитриева, А.Ю. Малый, Е.А. Волков, Э.А. Базикян. Профессора В.Н. Царёв, В.В. Афанасьев, Л.П. Кисельникова, А.М. Панин, О.З. Тополь— ницкий, Н.И. Крихели, М.В. Ломакин и др. Большой вклад в развитие фундаментальной прикладной науки в стоматологии многие годы вносили Заслуженные деятели науки РФ, профессора МГМСУ — Барер Г.М., Воло— ректората и деканата с родителями первокурсников; подготовка к сессии и проведение ИГА выпускников очно— заочной формы обучения с последующим выпуском врачей; обеспечение образовательного процесса студентов всех курсов; подготовка и проведение летней сессии и ИГА выпускников очной формы обучения с последующим их торжественным выпуском; кроме того ректораты, совещания деканов факультетов вуза; диссертационные советы и административные советы факультета; конференции, симпозиумы по профессии, олимпиады и чемпионаты среди студентов и врачей; крупные совещания деканов и заседания профильной комиссии по стоматологии России и др. Развитие кафедры с образовательным процессом на ней студентов; ведение журналов ВАК. И всё это само не делается! Это всё командные работы, которым мне довелось учиться и применять на флоте, в комсомоле, а теперь в коллективе вуза, факультета, деканата, кафедры за что я руководству университета, всем сотрудникам благодарен.


«Рука декана», защищающая студента

Вообще есть обязательный ежегодный «круг» обязательных работ — примерно так: Дни открытых дверей для абитуриентов; приёмная комиссия; Посвящение в студенты— медики; мероприятия с 1 курсом (введение в специальность с актовой лекцией ректора и посещение конгрессов и выставки на стоматологической неделе сентября, на которых ребята знакомятся с будущей специальностью), день знаний первокурсника на наших высоко—оснащённых стоматологических комплексах, встреча


Профессора А.В.Митронин и Э.М. Кузьмина с профессорами Heiki Murtomaa и Henk Kerstenom на конгрессе 37—й конгрессе Европейской ассоциации стоматологического образования ADEE (Турция, 2011)

— Как сейчас развивается стоматологическое образование и вообще стоматология России?

— Но здесь многое можно сказать и прежде всего концепция развития стоматологии неразрывно связана с нашим ректором.


Торжественное поздравление победителя чемпионата СтАР 2013 г. в номинации "Художественная реставрация зубов". Слева Президент СтАР В.В. Садовский, справа профессор А.В. Митронин


Митронин А.В. в тренажёрном зале


Профессора А. Митронин, С. Рабинович, А. Малый, А. Дробышев в Иерусалимском университете на стоматологическом факультете у проф. А. Штабхольца


Госэкзамен в МГМСУ принимает председатель ГАК 2013 г. главный стоматолог Москвы, профессор И.М. Рабинович и профессор Митронин А.В. — член ГЭК


Совещание деканов

Главный стоматолог Минздрава России, ректор МГМСУ, Заслуженный врач РФ, профессор О.О. Яну— шевич энергичный, высокоинтеллектуальный, целеустремлённый и современный руководитель, талантливый учёный, человек с масштабным мышлением он с единомышленниками определил новые высоты развития университета и стоматологического образования в России. Среди важнейших вех — Международный саммит "Три точки: Москва—Женева—Токио". Так под руководством ректора осуществлена огромная подготовительная работа профессорско—преподавательским составом для проведения 8 февраля 2010 г. в Колонном зале Дома союзов Первого международного стоматологического саммита, в котором приняли участие ведущие специалисты стоматологических учебных заведений Швейцарии, России и Японии, президент и экс—президент Всемирной Федерации стоматологов (FDI). Профессор О.О. Януше— вич приветствовал более тысячи трехсот гостей саммита. Поздравили МГМСУ, гостей и участников с этим знаменательным событием: Председатель Государственной Думы РФ — Б.В. Грызлов, начальник отдела развития медицинских кадров департамента науки, образования и кадровой политики Минз— дравсоцразвития, профессор Купеева И.А., президент СтАР, профессор, д.м.н. Вагнер В.Д., директор ЦНИИ стоматологии и челюстно—лицевой хирургии, профессор Кулаков А.А., академик РАМН Леонтьев В.К. Сердечно поздравил всех собравшихся академик РАМН, член Общественной палаты РФ, президент МГМСУ профессор Николай Дмитриевич Ющук. Открыл саммит приветственным словом Президент Всемирной ассоциации стоматологов (FDI) Роберто Виана. Далее последовали интереснейшие доклады участников. Профессор Янушевич Олег Олегович выступил с докладом «Перспективы развития стоматологического образования в России». Он рассказал, как важно применять 3D—технологии в процессе обучения студентов, отдельно он выделил проблему нехватки высоко квалифицированных специалистов—стоматологов, владеющих современными методиками диагностики, профилактики и лечения. В свете внедрения образовательного стандарта третьего поколения, направленного на выпуск студентов, готовых к самостоятельной работе в первичном звене, необходима подготовка с использованием компьютеризированных современных симуляторов на протяжении всех лет учебы в ВУЗе. На Международном саммите стоматологи рассказали о новейших отечественных и мировых достижениях. Образовательный процесс студентов на стоматологическом факультете университета, осуществляет учебную, методическую, лечебную и научно—исследовательскую работу по реализации основной образовательной профессиональной программы подготовки врача—стоматолога на основе новейших достижений отечественной и зарубежной медицины. Сегодня, когда реформа отечественного образования объявлена приоритетным национальным проектом, главная цель руководства МГМСУ, стоматологического факультета — модернизировать и повысить качество образования по специальности «Стоматология» в нашем вузе и содействовать этим процессам в учебных вузах России. МГМСУ проводит ежегодные рабочие совещания деканов, проблемного учебно—методического совета, заведующих кафедрами стоматологических факультетов медицинских вузов России в целях совершенствования высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по стоматологии. Консолидация в работе медицинского сообщества, обсуждении насущных вопросов, принятии решений, разработке и внедрении нормативных документов является важным и необходимым компонентом прогрессивного движения в развитии учебно—методического, образовательного, клинического и научного процесса. С 01.09.2011 г. студенты на факультетах начали заниматься по новой образовательной программе 3—го поколения — Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 060201 Стоматология. В 2012 г. Главным внештатным специалистом стоматологом Минздрава РФ, профессором О.О. Янушевичем проведён IX Всероссийский профессиональный съезд стоматологов, где решались насущные проблемы стоматологии.

Об интесивности и насыщенности мероприятий, проводимых МГМСУ, говорит и то, что уже в этом учебном году проводятся совместные рабочие встречи (совещания деканов и заседания рабочих групп профильной комиссии по округам): 3—4 октября в Краснодаре; 13 ноября в Воронеже, 13 февраля 2014 г. в Москве и в мае в Самаре на базах университетов и академий медицинских вузов. Так как многое надо согласовать по непростым вопросам реализации нового стандарта высшего профессионального образования, да и закона об образовании.


Митронин А.В. с женой Мариной и сыновьями (2010 г.)

— Что можно сказать о проводимом факультетом международном сотрудничестве?

— Международное сотрудничество, реализуемое стоматологическим факультетом, направлено на решение основных задач стоящих перед университетом: подготовка высококвалифицированных медицинских специалистов, в том числе для стран СНГ и дальнего зарубежья; сотрудничество с Всемирной организацией здравоохранения, ЮНЕСКО, Международной ассоциацией университетов, Европейской ассоциацией стоматологического образования, Международной ассоциацией студентов—медиков, Российско—Германским стоматологическим обществом; участие в работе международных форумов и конференций в России и за рубежом; прием иностранных делегаций, обмен студентами, профессорско—преподавательским составом; участие в конкурсе грантов и стипендий международных и национальных организаций; обучение иностранных граждан, проведение воспитательной работы среди иностранных учащихся.


Кузьмина Э., Сесилия Christersson президент ADEE, Митронин А. на 38—й конгрессе Европейской ассоциации стоматологического образования — ADEE (Лион—2012 г.)

В ноябре 2007 г. МГМСУ прошел Международный аудит программы подготовки врачей—стоматологов. У делегации Европейской ассоциации стоматологического образования сложилось благоприятное впечатление от знакомства со стоматологическим факультетом. Отмечены сильные стороны работы факультета, положительно оценено участие про— фессорско—преподавательс— кого состава университета, факультета в разработке нового государственного образовательного стандарта. Наш факультет единственный из российских медицинских вузов с 2004 г. является членом Европейской ассоциации стоматологического образования (ADEE). Мы работаем на конгрессах ADEE — сверяем важные аспекты образовательной деятельности. Участвуем в пленарных заседаниях Конгресса, обсуждениях по вопросам методов и подходов в стоматологическом образовании, доказательной медицины, профиле и компетентности специалистов различных уровней в стоматологии. Среди не редких приемов иностранных делегаций на факультете — деловой визит в МГМСУ декана стоматологического факультета Иерусалимского университета профессора Адама Штабхольца и подписано соглашение о сотрудничестве между МГМСУ и университетом Хадасса г. Иерусалима, а в 2012 и 2013 гг. состоялся ответный визит в Иерусалимский университет. Впервые в истории стоматологической медицины РФ в 2009 г. президентом Европейской федерации развития анестезиологии (обезболивания) в стоматологии (EFAAD) на 2011— 2012 гг. избран заведующий кафедрой стоматологии и анестезиологии, Заслуженный врач РФ, профессор С.А. Рабинович. И многие другие контакты по сотрудничеству в областях детской стоматологии, ортодонтии, эндодонтии, профилактической стоматологии и др.

На сегодня ООП МГМСУ по подготовке врача по специальности 060105.65 «Стоматология» сетрифицирована на 6 лет общественно—профессиональной аккредитацией многими отечественными и зарубежными организациями, среди которых: СтАР; The Hebrew University — Hadassah School of Dental Medicine Founded by the Alpha Omega Fraternity WG Integration of European Regional Organization of World Dental Federation (ERO FDI); Университет медицины Грайфсвальда (Германия); ERO—fdi; украинской эндо— донтической ассоциацией; Сербской ассоциацией студентов медиков; Crnogorski Komitet za Meрunarodnu Saradnju Studenata Medicine и др.

Это говорит об интеграции образовательных программ обучения и соответствии их международным стандартам.


Декан стоматологического ф—та Заслуженный врач РФ, профессор Митронин А.В. и Заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В. Боровский на 65—летии дня Победы


Митронин А.В. и чета Максимовских на конгрессе FDI в Стокгольме

— Расскажите о том, как Вы стали заведующим кафедрой?

— В век высоких технологий в медицине необходимы глубокие знания, умения, навыки и владение эффективными способами оказания квалифицированной стоматологической помощи населению. Учитывая национальный опыт и совпадение основных международных и российских подходов в области подготовки медицинских стоматологических кадров в рамках ФПДО Учёным советом, ректоратом МГМСУ в 2009 г. создаются новые стоматологические кафедры. Так, 30 июня 2009 г. в университете и впервые в России создана кафедра терапевтической стоматологии и эндодонтии ФПДО, а её заведующим Учёным советом МГМСУ избран профессор А.В. Митронин. С 2009 г. и по 2013 г. кафедра осуществляла проведение сертификационных циклов общего и тематического усовершенствования врачей по актуальным вопросам терапевтической стоматологии и эндодонтии, проводится обучение в клинической ординатуре, аспирантуре, докторантуре. Cертификационное и тематическое усовершенствования врачей—стоматологов по специальности «Стоматология терапевтическая» проводилось по утвержденным образовательным учебным программам: «Актуальные вопросы стоматологии и эндодонтии», «Современные подходы в диагностике, лечении и профилактике болезней пульпы и периапикальных тканей», «Современная клиническая эндодонтия», «Применение лазерных технологий в эндодонтии», «Восстановительная терапия ко— ронковой части или культи зуба современными технологиями, в т.ч. с применением внутрикорневых штифтовых конструкций и трансдентальных имплантатов», «Эндоси— стемы. Конструктивные особенности вращаемых (ротационных) эндодонтических инструментов» и другим. Кафедра и её ППС, врачи—эндодонтисты факультета за короткое время получили признание в эндодонтических сообществах: российском, всемирном и европейском.

В августе 2013 г. после продолжительной болезни скончался мой учитель — один из ведущих ученых и педагогов университета, лидер стоматологического сообщества Москвы и России, заведующий кафедрой факультетской терапевтической стоматологии, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор Юрий Михайлович Максимовский — автор учебников и многих научных трудов по этиологии, патогенезу, профилактике и лечению кариеса зубов и его осложнений, патологии твердых тканей зубов некариозного происхождения.

С 01.09.2013 г., в рамках реорганизации структуры факультета, в соответствие с ФГОС по специальности «Стоматология», прошло объединение с кафедрой факультетской терапевтической стоматологии и структурное подразделение получило наименование — кафедра кариесологии и эндодонтии. Ректор МГМСУ, профессор О.О. Янушевич оказал мне высокую честь возглавить кафедру, а затем и коллектив на кафедральном заседании выдвинул кандидатуру на Учёный совет для участия в конкурсе. Впереди у нас много работы.

— Как Вы считаете, что является залогом успеха современного руководителя?

— Не растрачиваться на «пустяки», иметь стабильную выдержку, делать добро и «бросать его в воду», в любых условиях оставаться человеком, без активности и профессионализма команды тоже не обойтись ...


И.М. Рабинович, А. В. Митронин, С. А. Рабинович на выпускном вечере МГМСУ


После завершения Госэкзамена МГМСУ члены комиссии с профессором Максимовским Ю.М. и председателем ГАК 2010 г. член—корр. РАМН профессором Б.Н. Давыдовым

— Это правда, что у Вас сложилась семейная династия врачей?

— Полагаю, она начата с нас. Супруга Марина Львовна — тоже врач, кандидат медицинских наук, работает в МНТК «Микрохирургия глаза». Старший сын Влад окончил стоматологический факультет МГМСУ, интернатуру и аспирантуру в МГМСУ, его диссертация по ортопедической стоматологии, написанная под научным руководством профессора А.Ю. Малого, успешно защищена. Владислав долго работал старшим лаборантом и теперь ассистент на кафедре. Увлекается мотоциклами, дайвингом, сплавы по реке, у него много друзей и любимая девушка. Младший сын Юрий — ученик 8 класса, уроки готовит до полуночи, такая программа. Увлекается мыловарением — всегда к праздникам и дням рождения — ваяет красивые подарки. Чуть музыки и изучение языка. Приучаю к спорту. Но свои взгляды на будущую профессию он пока не определил, хотя с интересом наблюдает за работой папы дома (лекции, пособия, компьютер, стоматология и др.). Так уж получается, что для семьи именно медицина стала тем самым единственно верным путем, на котором мы чувствуем себя на своем месте.

— Расскажите, пожалуйста, как Вы проводите свободное от работы время?

— К сожалению, редко — театр, книга, природа. И чаще оздоровительный спорт и баня, бассейн, лыжи, коньки, чтобы больше успевать. Профессиональная литература не в счёт — это постоянно. Стихи для друзей и учителей, по вдохновению.

— Что вызывает у Вас наибольшие трудности в руководстве своим коллективом?

— Каждого нужно знать и понимать, и в то же время вести к общей цели, не затрагивая чувства собственного достоинства собеседников и окружающих. В общении со студентами и сотрудниками быть уважительным и открытым, чтобы и потом смело смотреть им в глаза. Можно без повышения голоса и всплеска эмоций решать

вопросы по работе с людьми. И всё это не всегда легко.


Ректор МГМСУ Заслуженный врач РФ, профессор О.О. Янушевич и члены ГЭК довольны выполнением мануальных навыков выпускницы

— От чего Вы получаете на работе наибольшее удовольствие?

— От радости людей, у которых многое получается, особенно с моей помощью.


Профессора МГМСУ на выездных образовательных курсах в Лихтенштейне

— Кого Вы предпочитаете принимать на работу: молодых и одаренных или уже успевших заслужить авторитет специалистов?

— Молодым надо обязательно давать дорогу и доверять — за ними будущее. А вот воспитать хороших членов коллектива задача опытных специалистов и понимание молодых. Вместе — это будет команда, проверяемая и корректируемая жизнью на предмет успеха взаимоуважения и профессионализма обоих поколений.


Мануальные навыки по художественному моделированию при реставрации твёрдых тканей зубов


Постоянное совершенствование в рамках непрерывного профессионального образования

— Кстати, как Вы оцениваете качество знаний и умений современных выпускников стоматологических ВУЗов?

— Способные выпускники, в основе своей. Критика и самокритика бывает, хотелось бы лучше, что зависит от многих факторов. В соответствие с новым стандартом и учётом рекомендаций на факультете прошла реорганизация структуры с целью лучшей организации образовательного процесса нового типа. Требования всё выше. Сейчас факультет состоит из 35 кафедр, среди которых 20 — стоматологического профиля. Прошла реорганизация и кафедры ФПДО тоже включены в образовательный процесс студентов: из них 3 кафедры стоматологии общей практики теперь в 9—10 семестрах будут вместо интернатуры у выпускников вести занятия на 5 курсе, усиливая практическую составляющую по программе ФГОС. Кафедры, обладающие соответствующими ресурсами, теперь называются «Клинической стоматологии №1, №2, №3» и все будут работать по одной программе с целью повышения эффективности клинической работы, отработке практических навыков с разделёнными на 3 потока выпускниками. Таким образом, будет большая доступность профессиональных компетенций до каждого студента, да и здоровая конкуренция по качеству подготовки учащихся на кафедрах будет иметь важное значение. Начнётся стремление попасть на ту или иную кафедру (студенты это поймут быстро) на выпуске, соответственно, ППС кафедр будет также постоянно совершенствоваться. Кафедрами всего факультета формируются «Дорожные карты» своего развития для повышения эффективности учебной, научной и лечебной деятельности. И ректорат университета организует и контролирует этот процесс. Что мы имеем, тем всегда делимся с другими вузами на «круглых столах», образовательных и профессиональных совещаниях и симпозиумах — взаимно сотрудничаем с учётом обеспечения мобильности студента. Однако, совершенно ясно, что без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. В этой связи педагогам факультета важно научить студентов учиться. Самим же студентам предстоит перестроить подходы к приобретению ими знаний и компетент— ностей с последующим применением их в практической деятельности. Задача учащихся научиться активно овладевать знаниями, используя разные источники информации в т.ч. богатый научно—методический потенциал преподавателей. Таких много, но есть и другие, которые как сосуд ждут, когда им будут впихивать знания преподаватели. А ведь информацию надо ещё понять, анализировать и применить в работе, мысля клинически. Не всегда ладится у таких учащихся учёба. Лишь бы закончить вуз, по ним тоже судят о качестве образования. Таких мало, но и им придётся лечить пациентов, здесь и возникнет особая необходимость в «доучивании на пос— ледипломе». К счастью, подавляющее большинство студентов добросовестны — эти учащиеся демонстрируют высокие знания и стремление к творческому научному поиску. И это адекватно поощряется руководством: дополнительно выплачиваются государственные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, есть и именные стипендии наших учителей (стипендии имени А.И. Евдокимова, В.Ю. Курляндского, В.Н. Копейкина, Е.Е. Платонова, А.И. Дойникова), стипендии Ученого совета МГМСУ, гранты медицинских компаний и стоматологических фирм. Лучшим студентам на выпуске врачей вручается Медаль им. В.Ю. Курляндского. Производственная практика в университете рассматривается как важный этап закрепления теоретических знаний и практических умений. Отдел производственной практики и деканат организует проведение клинической практики для студентов, а контроль её прохождения осуществляется соответствующей кафедрой. На Учёных советах Университета родителям студентов, имеющих отличную успеваемость, вручается благодарственное письмо (или высылается по месту жительства) за хорошее воспитание детей. Очень хорошая практика — председателем Государственной экзаменационной комиссии выпускников назначать внешних представителей отрасли — работодателей — известнейших специалистов и учёных, практиков. Вот имена председателей ГАК, проводящих аттестацию в последние годы в нашем вузе: член—корр. РАМН, директор ЦНИИС и ЧЛХ, профессор А.А. Кулаков; президент СтАР, Заслуженный врач РФ, профессор Вагнер В.Д.; Президент ТГМА, член—корр. РАМН, профессор Давыдов Б.Н.; Вице—президент СтАР, Президент Российской ассоциации стоматологической имплантологии, главный врач ФМБА, профессор Олесова В.Н.; Главный стоматолог Департамента здравоохранения г. Москвы, завот— делением терапевтической стоматологии ЦНИИС и ЧЛХ, профессор РМАПО, Заслуженный врач РФ И.М. Рабинович.

— А кто были Ваши учителя?

— Очень многие, я и сейчас учусь! А выше отмечены люди, особо повлиявшие на жизненный путь. Я благодарен памятью своим родителям, хотя и далёким от медицины, создававшим условия для моего развития и становления как в жизни, так и в медицине.

— Каковы Ваши современные интересы в науке?


Профессор А.В. Митронин практикуется на микроскопе в Университете Ниццы


Деканы стоматологического факультета МГМСУ профессор Митронин А.В. и Университета Ниццы профессор Марк Болла, профессор каф. эндодонтии Катрин Риччи

— Повышение эффективности комплексной диагностики, профилактики и лечения пациентов с кариесом, заболеваниями твёрдых тканей зубов, пульпы и пери— апикальных тканей, в т.ч. на фоне общесоматических заболеваний. Разработка и совершенствование технологий эн— додонтического лечения и реставрации твёрдых тканей зубов. Работы на стыке направлений и специальностей: микробиологии, биохимии, физиологии, внутренних болезней, психиатрии, нервных болезней, кардиологии, восстановительной медицины, онкологии, офтальмологии, лор—болезней, фтизиатрии, анатомии человека, фармакологии, материаловедения в стоматологии и др. будут весьма перспективными.

В МГМСУ есть уникальная диагностическая иммунологическая лаборатория, которая ещё изучает и развивает актуальную тему непереносимости материалов в стоматологии, гальванозы. Эту проблему широко обсуждают учёные не только в России, а одним из первых вопрос этот поднял профессор А.И. Дойников, Гожая Л.Д., а теперь, кроме как в МГМСУ, такие работы активно ведутся в Волгограде и др. городах. Работы этого направления в основном зарубежные и они наблюдают за такими исследованиями — это видно из ссылок на наши работы зарубежных специалистов. Вопросы биосовместимости материалов в полости рта активно ведут коллеги из Германии — профессор Г. Майер, который также знаком с нашими работами, выполненными в лаборатории, которую возглавляет и развивает тему на современном уровне увлечённый направлением изучения гальванических токов и аллергонепереносимости профессор К.А. Лебедев и к.м.н. И.Д. Понякина. Думаю и это весьма перспективное направление, хотя и длительное.

— Судя по результатам Вашей деятельности, Вы должны быть очень занятым человеком. Как и сколько Вы отдыхаете?

— Об этом лучше не надо. Человек должен хорошо работать и хорошо отдыхать. Надеюсь отдыхать всё же будет получаться и семья давно надеется.

— Расскажите о Вашей семье.

— Только такое взаимопонимание в любимой семье способствует осуществлению успешной работы при большой занятости. Спасибо моим любимым — жене и детям за понимание.

— В чем Вы видите преимущества подготовки в ВУЗах стоматологов общей практики? Насколько это важно и станет ли выгодно для практического здравоохранения?

— В допуске к работе врачом— стоматологом в первичном звене здравоохранения после окончания вуза, в рамках полученных профессиональных компетенций при усиленной программе практической подготовки. Возможности приобретать дополнительные сертификаты по более узким профессиональным компетенциям специальности, при желании разной продолжительности курсов непрерывного профессионального образования. Например, в области эн— додонтии, ортодонтии, имплантологии, пародонтологии и др. Разноуровневые специалисты нужны практическому здравоохранению различных регионов России. Остальное покажет время.

— Помогает ли Вам руководство СтАР?

— В рамках профессиональных секций СтАР, в частности, эстетической и эндодонтической, нам приходится совместно работать много лет. О руководстве СтАР могу говорить только хорошее. Креативная и работоспособная с «огоньком», энергичная и всесторонне развитая личность президента В.В. Садовского и его команды весьма обнадёживает на перспективное развитие стоматологии в России. Консолидирующая роль главного стоматолога Минздрава РФ, профессора О.О. Янушевича и президента СтАР В.В. Садовского, а также лидеров в области стоматологии, ведущих учреждений Москвы, Санкт—Петербурга и крупных центров России, среди разностороннего стоматологического общества широкой географии отчизны и зарубежья имеет очень важное значение. В МГМСУ создан уникальный по своему значению музей медицины, который возглавляет завкафедрой Истории медицины профессор К.А. Пашков. На территории музея традиционно проходят совместные пресс—конференции лидеров стоматологии, так профессиональное сообщество информируется о широком круге и насущных проблемах в российской стоматологии. Чемпионаты стоматологического мастерства, конгрессы и конференции, в т.ч. в регионах России способствуют совершенствованию врачей и педагогов в специальностях, организации здравоохранения и оздоровлению полости рта пациентов. Развивается сотрудничество среди профильных вузов и зарубежных специалистов в образовании и практике. Сайт СтАР и её неизменный редактор Юлия Валерьевна Кузовкова помогает нам отобразить отчёты о проделанной работе. Издания Полимедиапресс всегда с нами и мы с ними.

— Скажите, считаете ли Вы, что достигли всего, к чему стремились как руководитель, как врач?

— Постоянное совершенствование и овладение современными технологиями в профессии — залог успеха в процессе достижения.

— Что вы цените в людях?

— Твёрдое слово, чувства, порядочность, дружбу, внимание.

— Скажите, а что самое главное для Вас в жизни?

— Семья, работа, здоровье, друзья.


Митронин А.В. с супругой Мариной

— Что Вы хотели бы сказать читателям нашего журнала?

— Журнал достоин того, чтобы количество читателей с каждым годом увеличивалось и читатели достойны такого современного клинического и отлично иллюстрированного журнала. Успешного развития! В этом номере мы предоставляем научные и образовательные статьи, а также сообщаем о проведённых мероприятиях с участием сотрудников МГМСУ им. А.И. ЕВДОКИМОВА. А.И. Евдокимову 8 декабря исполнилось бы 130 лет. Об этом и о других событиях мы представляем материал, позволяющий расширить круг неосвещённых в интервью вопросов и ответов. Спасибо.