другие выпуски

№ 2 (34), 2009 г.



№ 2 (34), 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
ЛЕОНОВА Людмила Евгеньевна

Л.Е. Леонова. Г.А. Павлова. И.Ф. Валеев
Многофакторный анализ эффективности применения вкладок для эстетической реставрации зубов

25 марта 2009 года
Рекомендации общественных слушаний, организованных Комиссией по здравоохранению Общественной палаты Российской Федерации, по теме "Проблемы оказания стоматологической помощи в России"

Andrew Т. Shannon
Достижение формы и функциональности при восстановлениях II Класса с использованием гибридных композитов

Д.А. Дмитрович
Использование стекловолоконных штифтов в клинике терапевтической стоматологии, как промежуточный этап восстановления зубов после эндодонтического лечения

М.З. Каплан, З.М. Каплан, Г.А. Авраменко
Виниры в эстетической стоматологии

ЮБИЛЕЙ! Анатолий Абрамович Кунин
К 65-летию со дня рождения

Е.И. Гончарова
Современный взгляд на отбеливание зубов

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
"Отбеливание зубов"
"Лучшая работа в эстетической стоматологии"

В. В. Садовский. В.М. Гринин, Е.А. Самбурская, Г.П. Мирошниченко
Применение "Метрогил дента" в лечении хронических воспалительных заболеваний пародонта

Вито Маланьино, Никола Гранде, Джанлука Плотино, Франческо Сомма
Одновременная техника обработки корневых каналов с помощью системы вращающихся никель-титановых инструментов Mtwo

О.С. Гилева, И.Н. Халявина, И. Г. Шабунина, Т. В. Либик, А.А. Позднякова, Д. В. Хохрин, Ю.А. Пленкина
Клинико-диагностические аспекты гиперестезии зубов у лиц молодого возраста

Л. П. Кисельникова, Н.С. Попова, Ю.Н. Яковлева, А. П. Петросян
Антенатальная профилактика кариеса зубов у детей раннего возраста с применением ксилитол-содержащей жевательной резинки

Л.М. Цепов, Н.С. Левченкова, А.И. Николаев, И.А. Голева
Сочетанное применение озона и контактной дарсонвализации в стоматологии

В.А. Хватова, А.Г. Шаповалова
Некоторые особенности конституции и скелета у пациентов с дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава

Ю.В. Кузовкова
Конкурс на самый интересный клинический случай 2008.
Подведение итогов

В.М. Семенюк, В.В. Жеребцов, Д.В. Тытарь
Оценка отдалённых результатов ортопедического лечения больных с частичной адентией несъёмными зубными протезами

М.З. Каплан, З.М. Каплан, К.Х. Оганесян
Аномалии зубочелюстной системы (о комплексном подходе)




ЛЕОНОВА
Людмила Евгеньевна

доктор медицинских наук,
профессор,
проректор по послевузовскому профессиональному и дополнительному образованию,
зав. кафедрой стоматологии ФПК и ППС,
директор института последипломного образования Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера,
Ученый секретарь Ученого Совета,
Президент Пермской региональной ассоциации стоматологов,
Вице-президент Стоматологической ассоциации России,
Вице-президент Национальной академии эстетической стоматологии,
член редакционной коллегии журналов:
"Пермский медицинский журнал"
"Маэстро стоматологии"
"Российский стоматологический журнал"
"Российская стоматология"
"Проблемы стоматологии"

Награды:

  • 1999 г. - Заслуженный врач РФ,
  • 2001 г. - Почетная грамота Пермской области,
  • 2006 г. - Почетная грамота Министерства здравоохранения и социального развития РФ,
  • 2008 г. - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством II степени",
  • 2007 г. - победитель фестиваля "Женщина года" в г. Перми в номинации "Королева науки",
  • 2009 г. - Заслуженный стоматолог
  • Автор 354 научных работ, 2 монографий, 29 авторских свидетельств и патентов.

Людмила Евгеньевна, каким ветром занесло Вас в стоматологию?

Мой выбор определен чистой случайностью. Я - уроженка г. Перми. После окончания школы домашней девочке очень не хотелось уезжать куда-то от родителей. Из вузов г. Перми я выбрала медицинский, решив, что больше всего по духу мне подходит медицина. Совершенно случайно попала на стоматологический факультет. А потом оказалось, что это изумительная специальность, которую я полюбила на всю жизнь.

Еше в институте я заинтересовалась наукой. Занималась в студенческом научном кружке. Меня всегла интересовало все новое. Обучаясь в ординату-ре, выполнила кандидатскую лиссерта-цию под руковолством профессора А.С. Заславского.


Москва, открытие выставки

Как в дальнейшем складывалась Ваша профессиональная карьера?

После окончания института я 10 лет работала в практическом здравоохранении, получила высшую категорию по терапевтической стоматологии.

Так что за плечами у меня был большой стаж практики, когла я перешла работать преподавателем в институт. Ну а затем через 5 лет - доцент и еше через 5 лет - заведующая кафедрой, параллельно - ученый секретарь Ученого Совета, ученый секретарь докторского диссертационного Совета, а с 2005 г. - проректор по послевузовскому образованию.

Многие годы моим заботливым наставником был академик Евгений Антонович Вагнер. Он привил мне потребность в постоянном движении вперед и умение отдавать в рост приобретенные знания. Сейчас академия носит его имя.

Докторскую диссертацию, посвященную вопросам патогенеза хронического генерализованного пародонти-та при гипертонической болезни, я защитила в 1998 г., в этом же году стала профессором. Научным консультантом была известный кардиолог профессор Некрутенко Л.А. Оппонентами моими выступили: известный ученый стоматолог, профессор Е.Ю. Симановская и председатель Комитета по науке Государственной думы академик РАН и РАМН, профессор В.А. Черешнев. Мне очень многое дало и многому научило общение с ними на этапах подготовки диссертации к защите. А на сегодня я подготовила уже 22 кандидата наук. Многие работают в практическом здравоохранении в различных регионах России. Я горжусь ими.


Москва, проф. Л.Ю. Орехова, проф. Л.Н. Максимовская, проф. Л.Е. Леонова (слева направо)


Консультация пациента


Правление Пермской региональной ассоциации стоматологов

Мое главное состояние - высокопрофессиональный коллектив кафедры: доценты Балуева Н.М., Павлова Г.А., Ба-станжиева Т.В., Белова Н.А., Попова Н.В., Красина Ю.Ю. и многие другие. Мы вместе многие годы, вместе создавали ее, развивали и продолжали двигаться дальше. На кафедре творческая доброжелательная, зачастую неформальная обстановка, мы с большим уважением относимся к своим подопечным, и они отвечают нам тем же. Коллектив создавался годами и сейчас я продолжаю готовить кадры для оптимальной деятельности кафедры в дальнейшем.

Я работаю в медицинской академии более 30 лет. В академии заметно оживились все направления деятельности. в том числе и то, которое я курирую: по подготовке кадров на послевузовском этапе: в интернатуре, ординатуре, на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Нагрузка большая, работа занимает все мое время, но жить интересно.


В учебном центре в Германии


Открытие очередного съезда в Перми. С Президентом СтАР проф. В.Д. Вагнером


Профессор Л.Е.Леонова с профессором Е.В. Боровским


Заседание конгресса "Стоматология Большого Урала" при полной аудитории, Пермь, 2007г.

У Вас столько должностей и нагрузок, как Вас на все хватает?

Для меня - это нормальное состояние. Я чувствую себя реализованной. Конечно, приходится четко планировать рабочий день.

Общественная деятельность проходит, прежде всего, в рамках стоматологической ассоциации.

15 лет назад меня избрали Президентом Пермской ассоциации стоматологов. Все эти годы мы занимались ее становлением и развитием, определяли стратегию и решали текущие злободневные вопросы. Проверку выдержали, проведя 8 раз на очень высоком уровне всероссийские конгрессы и форумы.

Сложилась команда, важными звеньями которой были ушедшие от нас профессор Е.Ю. Симановская и главный стоматолог Пермского края Р.Г. Га-фаров. Многие годы мы вместе с заслуженным врачом РФ А.Н. Михеевым, заслуженным врачом РФ А.А. Серкиным, заслуженным врачом РФ В.А. Касьяновым, с А.Ю. Новиковым, И.И. Шико-вым и другими. После I конгресса в 2000г. я по рекомендации В.К. Леонтьева была представлена к награждению Орденом "За заслуги перед стоматологией I степени", а после VII в 2007 г. по инициативе В.Д. Вагнера - к званию "Заслуженный стоматолог". Горжусь, что уже 9 лет я являюсь ёице-президен-том стоматологической ассоциации России. В 2000 г. Валерий Константинович Леонтьев рекомендовал меня к избранию в свою яркую профессиональную команду вице-президентов: профессоров В.Д. Вагнера, Ю.М. Мак-симовского, А.В. Цимбалистова.


Церемония награждения (слева направо):
главный стоматолог Пермского края А.Ю. Новиков,
проф. Л.Е. Леонова,
главный стоматолог г. Перми А.Н. Михеев


Конгресс FDI в Вене


Участники Всероссийского конгресса "Стоматология Большого Урала"
(А.В. Портнягин, проф. Т.Л. Рединова (г. Ижевск), проф. Л.Е.Леонова (г. Пермь),
проф. Л.П. Кисель-никова (г. Москва), проф. Г.И. Ронь (г. Екатеринбург), доц. Л.Е. Чернышева (г. Пермь),
проф. О.И. Филимонова (г. Челябинск), д.м.н. Л.П. Герасимова (г. Уфа)


Награждение победителей конкурса профессионального мастерства, г. Пермь


В Германии


Церемония награждения медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени" 2008:
слева направо В. Сухих, проф. Т.Е. Леонова, мэр г. Перми И.Н. Шубин, проф. В.М.Ладейщиков, О.Г. Сидорова

Но чем-то Вы увлекаетесь кроме работы?

Если это считать увлечением, то я бы назвала вождение автомобиля. Права получила еще в юности. Мой водительский стаж насчитывает 35 лет. Без машины ничего не успевала бы, ни личные проблемы решать, ни по работе.

Есть у нас дача - традиционные 6 соток, где было все: и образцовые грядки и сад, и газон, и поля одуванчиков и негодование соседей.

Есть друзья, с которыми мы вместе более 30 лет и не связаны деловыми и профессиональными интересами.


Королева науки


На пикнике с мужем Анатолием Алексеевичем


Любимая дочь Елена

Моя поддержка - моя семья: муж, с которым мы вместе с момента окончания вуза. У нас чудесная, прекрасная, заботливая дочь, о какой может мечтать каждая мать, и замечательный любимый внук. Стоматологов в семье нет.




25 марта 2009 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
общественных слушаний, организованных Комиссией по здравоохранению
Общественной палаты Российской Федерации,
по теме "Проблемы оказания стоматологической помощи в России"

В мероприятии приняли участие члены Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здравоохранению, представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, кафедр стоматологии вузов России, научно-исследовательских институтов, общественных организаций (стоматологической ассоциации России, ассоциация частных стоматологических клиник), региональных общественных палат, руководители департаментов (комитетов, министерств здравоохранения), главные стоматологи (России, Москвы, министерств, департаментов, комитетов здравоохранения), стоматологических медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе частных.

Рассматривая данный вопрос, участники слушаний отметили, что стоматологическая помощь в Российской Федерации находится в критическом состоянии. В большинстве регионов распространенность заболеваний зубов и пародон-та у взрослого населения приближается к 100 %, особо сильно растет заболеваемость у детей (85 % детей имеют кариес). После профилактических осмотров 60 % детей нуждаются в санации зубов. Каждый шестой житель России ежегодно получает лечение у стоматологов. Доказано, что многие заболевания желудочно-кишечного тракта, серьезные гнойные инфекции связаны с поражением зубов. Велико число дней нетрудоспособности у людей, страдающих кариесом.

Положение усугубляется тем, что около 80% стоматологической помощи перешло в частный сектор.

В России отсутствует культура ухода за полостью рта, которая воспитывается с детства.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития, стоматологическую помощь россияне получают в 833 стоматологических поликлиниках, 5484 стомат-кабинетах (545 из которых находятся в вузах и специальных учебных заведениях, 4476 - в общеобразовательных школах, 246 - на промышленных предприятиях) и на 5606 койках. Причем следует отметить ежегодное уменьшение их количества. Стоматологическая служба России насчитывает порядка 60 000 врачей. Ежегодно медицинские вузы страны выпускают 4000 молодых специалистов. В 2008 г. подготовлено 3897 студентов по специальности стоматология, 52,9 % из которых на бюджетной основе. Многие, обучающиеся за государственный счет, не идут работать в практическое здравоохранение.

Основной объем стоматологических услуг по программе госгарантий (до 80 %) оказывается в муниципальных учреждениях.

Участники слушаний отметили, что в стоматологической службе за последнее десятилетие накопилась масса проблем, которые не решаются и отрицательно сказываются на службе в целом, объемах и качестве оказываемой помощи, а также на здоровье населения. Вместе с тем, за 15 лет ни разу на коллегиях в Министерстве здравоохранения не заслушивался вопрос о состоянии стоматологической помощи населению России, кроме вопроса оказания стоматологической помощи детскому населению в 2003 г. Среди наиболее острых проблем выделены следующие:

1. До сих пор не определено на уровне государства соотношение платной и бесплатной стоматологической помощи.

2. Проблемы финансирования. Гарантируя всему населению бесплатную стоматологическую помощь, в том числе дорогостоящую (эндоскопическую), доля финансирования из средств бюджета и обязательного медицинского страхования не превышает 30 % от потребности. Установленные тарифы в размере от 25 до 45 рублей (по разным регионам) за единицу трудоемкости не позволяют финансово обеспечить самые простые услуги. Из средств ОМС финансируются только 3 статьи: зарплата с начислениями, медикаменты (дешевые), в небольшом объеме мягкий инвентарь. Но для лечения больных нужно соответствующее оборудование (стоматологические установки, стерилизационное, физиотерапевтическое, рентгенологическое оборудование), расходный материал и пр., на что средства не выделяются. В результате все государственные стоматологические поликлиники поставлены в условия зарабатывания денег путем оказания платных услуг. Полученные от оказания платных услуг деньги руководители учреждений пытаются использовать на модернизацию материально-технической базы. Но возможности у государственных учреждений использовать заработанные средства на развитие учреждения крайне ограничены, так как казначейство диктует, по каким статьям расходов должны быть потрачены эти деньги. Кроме того, сложная финансовая система (все заработанные средства изымаются казначейством, а затем возвращаются в учреждение в виде 3-4 статей), длительный срок прохождения платежей лишает руководителей оперативности в решении текущих вопросов.

3. Исключение из тарифов ОМС накладных расходов привело к тому, что государственные стоматологические поликлиники вынуждены оплачивать их из средств, заработанных от оказания платных медицинских услуг.

4. Трудности с закупками расходных материалов. Федеральный закон № 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных средств" является помехой в работе и делает невозможным своевременно решать проблемы материально-технического обеспечения стоматологической службы. Тендерные торги усложняют процесс закупок, удлиняют их сроки как минимум на 15-30 дней. Кроме того, в результате торгов очень часто выигрывают самые дешевые и некачественные расходные материалы.

5. Отсутствует в России единая система оплаты труда работников стоматологической службы.

6. Слабая материально-техническая база муниципальных стоматологических медицинских учреждений, особенно на селе, в результате чего многие сельские стоматологические кабинеты закрываются.

7. Выпускники медицинских образовательных учреждений уходят работать преимущественно в частный сектор.

8. Отсутствуют федеральные стандарты качества, которые должны учитывать объемы финансирования. При этом ранее существующую систему оплаты стоматологической помощи по УЕТ (условным единицам трудоемкости), которые характеризуют трудозатраты за завершенную процедуру (конечный результат - вылеченный или удаленный зуб, проведенную операцию), в настоящее время пытаются перевести в оплату за посещение. Вместе с тем, посещение не характеризует конечный результат, так как можно сделать несколько посещений, а полость рта останется не санированной, что требовалось при оплате за УЕТ.

9. Отсутствует статистика оказанных объемов стоматологической помощи населению.

10. Проблемы качества оказания стоматологической помощи характеризует факт, что срок от первого лечения зуба при кариесе до его потери в России составляет 5 лет. Во многих частных клиниках работают врачи-интерны. Следует отметить и ухудшение вузовской подготовки студентов за счет отмены субординатуры, изменения часов и профиля подготовки.

11. Проблемы с кадровым обеспечением. С 2008 года в результате выхода приказа МЗ и СР РФ № 112р от 11.03.08 "О Номенклатуре специальностей с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" сложилась парадоксальная ситуация. Сейчас выпускник стоматфакультета проходит интернатуру как стоматолог общей практики, что нужно исключительно для села, а для города не годится, так как в городе нужны узкие специалисты. Чтобы работать в городе, выпускник, после интернатуры, в которой предусмотрена терапевтическая стоматология в количестве 600 часов, вынужден проходить повторно обучение по терапевтической стоматологии на 4- месячном цикле профессиональной переподготовки. В противном случае возникают проблемы с лицензированием. Еще более парадоксальная ситуация складывается с бывшими зубными врачами, получившими высшее образование. Проработав по 10-15 лет на терапевтическом приеме, имея первую и высшую категорию, они также вынуждены проходить первичную подготовку в течение 4 месяцев с отрывом от работы.

12. Бесконтрольное увеличение стоматологических факультетов, при этом неизвестна потребность стоматологической службы в кадрах. Отсутствуют статистические данные и об оказываемых объемах стоматологической помощи в Российской Федерации.

13. Проблема с распределением выпускников вузов. 84 % выпускников стоматологических факультетов, обучающихся в Москве, отказываются ехать к себе домой, несмотря на наличие договоров, а остаются в Москве.

14. Нормативно не отрегулировано оказание стоматологической помощи инвалидам на дому.

15. Проблемы с зубопротезированием. Число лиц, получающих зубные протезы в России, составляет 1,7-1,8 % от общей численности взрослого населения. Вместе с тем, не менее половины лиц старшего возраста нуждаются в протезировании. Ежегодно сокращается и количество лиц, получающих протезы бесплатно (в 2005 г. - 735718т человек, в 2007 г. - 641418, в 2008 году по ряду регионов сокращение в 10-13 раз). Причем лица, имеющие право на бесплатное протезирование, льготой часто не пользуются, предпочитают заменять ее денежной компенсацией. В то же время пенсионеры, не имеющие льготы, хотели бы вставить зубы, но средств на это нет.

16. Сокращение профилактической работы среди населения, основной причиной которой является закрытие стоматологических кабинетов на предприятиях, в учебных заведениях и особенно на селе (имеются субъекты, где на селе закрыты все стоматкабинеты). Причиной закрытия данных кабинетов является недостаточное финансирование, невозможность приобретения современного оборудования, проблемы с лицензированием, изменение форм собственности предприятий, на которых они находились, отсутствие нормативно-законодательной базы.

17. Существующая организационно-правовая форма муниципальных учреждений при высоком проценте платных услуг не позволяет самостоятельно решать существующие проблемы с закупками оборудования, расходных материалов, управления коллективом и пр. Отдельно были выделены проблемы детской стоматологии:

  • сокращение количества стационарных стоматологических кабинетов в детских учреждениях (более, чем на 40 % за последние 5 лет), а также малое количество школ (в среднем 15 %), в т.ч. школ с числом учеников 800 и более, имеющих стационарные стоматологические кабинеты;
  • слабая материально-техническая база;
  • сложности получения лицензии, так как практически все кабинеты располагаются в приспособленных помещениях;
  • недостаточная укомплектованность медицинским персоналом при высокой перегруженности врачей-стоматологов детских стоматологических поликлиник;
  • неурегулированные вопросы в деятельности стоматологических кабинетов образовательных учреждений, незаинтересованность администрации детских учреждений в проведении лечебно-профилактической работы среди детей в течение учебного года;
  • еще более выражены проблемы дошкольников, так как ранее профилактические осмотры проводились в школьных стоматологических кабинетах во время каникул, а сегодня из-за отсутствия лицензирования либо закрытия кабинетов проводить профилактические осмотры дошкольников невозможно.

Учитывая вышеизложенное, участники слушаний считают необходимым рекомендовать:

Государственной Думе Российской Федерации рассмотреть возможность:

  • изменения правового статуса врача, определив его субъектом права;
  • внесения изменений в Федеральный закон №94-ФЗ с целью упрощения механизма закупок расходных материалов, средств медицинского назначения и оборудования для стоматологической службы;
  • изменения правового статуса государственных стоматологических поликлиник в другие правовые формы;
  • внедрения в Российской Федерации системы стоматологического страхования.

Правительству Российской Федерации:

  • определить, какая стоматология нужна государству и в соответствии с этим определить систему финансирования;
  • обеспечить финансирование из средств бюджета и ОМС по полному тарифу за лечение детей и незащищенных (малоимущих) слоев населения. Ввести льготу для пенсионеров до 50 % для протезирования зубов;
  • упростить процедуру лицензирования для школьных стоматологических кабинетов;
  • в национальном проекте "Здоровье" предусмотреть программу мер по улучшению материально-технической базы сельской стоматологии.

Министерству юстиции Российской Федерации:

  • для устранения противоречий между Гражданским и Бюджетным кодексом Российской Федерации по деятельноети медицинских учреждений по платным услугам использовать положения, регламентирующие данный вопрос по Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонду обязательного медицинского страхования:

  • принять меры по недопущению нарушений приказа № 50 (1989 г.) об учете, отчетности и планировании труда стоматологов по условным единицам трудоемкости. Установить единый подход к формированию госзаказа с учетом унифицированных норм нагрузок врачей-стоматологов.

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству образования Российской Федерации:

  • подготовить совместный директивный документ, регламентирующий вопросы лицензирования, финансирования, материально-технического оснащения и обеспечения профилактической и лечебной деятельности в школах с разграничением прав и обязанностей работников указанных ведомств;
  • решить вопросы межведомственного разграничения прав и обязанностей образовательных и лечебно-профилактических учреждений с определением их правовой и материальной ответственности в организации деятельности стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях;
  • восстановить стоматологические кабинеты в школах в соответствии с нормативами;
  • для обеспечения профилактического направления стоматологии в школе разработать директивный документ, закрепляющий работу гигиениста стоматологического в школах с определением его трудового статуса, прав и обязанностей;
  • закрепить за каждым школьным стоматологическим кабинетом гигиениста стоматологии для выполнения профилактических функций;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей, организацию системы гигиенического обучения и воспитания детей, повышение уровня медицинской грамотности детей, родителей, персонала детских образовательных учреждений, педагогов школ, педиатров в вопросах профилактики стоматологических заболеваний у детей.
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
  • определить потребность стоматологической службы в кадрах, стоматологических кабинетах,
  • обеспечить статистический учет объемов оказания стоматологической помощи,
  • решать проблему с распределением выпускников путем трехстороннего договора с включением финансовой составляющей с формированием четкой политики по кредитной системе финансирования (проучился на бюджетной основе и не выполнил условия договора - удержание средств из зарплаты);
  • разработать федеральные стандарты по всем разделам стоматологии;
  • учет объемов работы врачей-стоматологов осуществлять в УЕТ;
  • внести изменения в приказ МЗ и СР РФ № 112н в соответствии с п. 11 настоящей Резолюции;
  • внедрять в практику работы детских стоматологов современные образовательные, профилактические и медицинские технологии, обеспечивающие повышение уровня стоматологического здоровья.