ИНСТИТУТ СТОМАТОЛОГИИ научно-практический журнал
№ 3, 2003 г.



СОДЕРЖАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

Н.И.Вишняков, Е.О.Данилов, Е.Д.Дедков, А.Н.Мокеев
Отношение студентов стоматологического факультета к разным формам последипломного образования

Знакомьтесь - профессионал

КЛИНИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

Н.В.Павлова, Л.П.Кисельникова, М.А.Чибисова
Результаты применения кальнийсодержащего препарата "CALASEPT" при лечении деструктивных форм периодонтитов

W.Martin, D.Morton, J.Ruskin
Планирование эстетической реставрации на имплантате

Л.Р.Мухамеджанова, Ф.Х.Закиров
Фармакологическая коррекция нарушений костного ремоделирования как этап подготовки пациента к дентальной имплантации

А.А.Долгалев, М.В.Гоман, Т.В.Рогова
Возможности российской имплантационной системы "КОНМЕТ" на хирургических и ортопедических этапах лечения адентии

О.Б.Кулаков, В.В.Матюнин
Оценка поверхности дентальных имплантатов при помощи конфокального лазерного сканирующего микроскопа (CLSM)

В.В.Баданин
Окклюзионные шины - эффективный метод ортопедического лечения функциональных нарушений ВНЧС

В.Н.Трезубое, Е.А.Булычева, Ю.А.Быстрова, В.В.Горбачев
Роль биологически адаптивной обратной связи в комплексном патогенетическом лечении заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и жевательных мышц

С.Е.Жолудев, С.Р.Рявкин
Особенности протетического лечения при врожденных расщелинах верхней губы и неба у взрослых пациентов

О.В.Орешака, В.Б.Недосеко, Б.Я.Варшавский, Л.В.Аккер, А.В.Полухин
Особенности стоматологического статуса при дефиците половых стероидов у женщин с естественной и хирургической менопаузой

В. Д. Ландинова, О.В.Мацкиева, В.П.Конев
Морфологическое исследование коронковой пульпы постоянных зубов с различной степенью формирования корней у детей при хроническом пульпите

Л.И.Кузнецова
Особенности гигиенического состояния полости рта мужчин и женщин с воспалительными заболеваниями пародонта

Л.Н.Горбатова, Ю.Л.Образцов, Л.К.Добродеева. Н.А.Бебякова
Обоснование патогенетической терапии хейлита у детей

Е.С.Бимбас, И.А.Надымова
Микрофлора полости рта у подростков, страдающих опийной наркоманией

В.Г.Сунцов, Е.В.Ландинова
Возможные пути профилактики вторичного и рецидивного кариеса у подростков с декомпенсированной формой кариеса

Л.Ю.Золотова, А.П.Коршунов
Влияние глубокого фторирования на динамику реминерализации дентина у пациентов с различными уровнями резистентности зубов к кариесу

Л.Ю.Орехова, Т.В.Кудрявцева, А.В.Акулович, Е.И.Сахарова
Применение препарата "Тантум Верде" на пародонтологическом приеме

Г.И.Ронь, Ю.В.Мандра, Ю.Э.Лаврентьева, С.С.Григорьев, Н.С.Черкашина
Новые возможности повышения качества реставрации на примере использования пломбировочных материалов линии Quadrant фирмы Cavex

СТОМАТОЛОГИЯ и ИСКУССТВО

Н.М.Шулькина, Е.А.Гизоева
Искусство и ортодонтия

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

А.И.Грудянов, О.А.Чепуркова
Кариес корня

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Г.Т.Салеева
Содержание кальция в периимплантатной зоне при экспериментальном остеопорозе

Д.П.Шевченко
Зависимость реакции пульпы зуба от объема препарирования и остаточной толщины твердых тканей (экспериментальное исследование)

С.А.Николаенко, В.Даш
Влияние техники аппликации праймера на адгезию к поверхности эмали

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

СПбИС: краткосрочные циклы тематического усовершенствования

М.А.Дубова
Учебный центр ОАО "Амфодент" - ключ к вашему профессиональному успеху

ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТОМАТОЛОГИИ

Е.Б.Зенков
Оттискные материалы BISICO в ортопедической практике. Важнейшие методики получения оттисков. Техника двойного смешивания (монофазная техника)

К.З.Ронкин, Ф.Ю.Ильин
Проблемы повышенной чувствительности зубов при проведении процедуры отбеливания

А.И.Николаев, Л.М.Цепов, А.В.Салова
Адгезивные системы при пломбировании композитами: новые приоритеты

В.П.Чуев, В.Ф.Посохова
Глуфторед - первый отечественный материал для глубокого фторирования эмали и дентина

А.О.Алаев, Helmut Wiederin, М.В.Бродская
Функциональное назначение и конструктивные особенности ротационных инструментов DIATECH

В.П.Рогатнев
Надежный и доступный инструментарий от отечественного производителя

Е.С.Бородина
DENTAL 4 WINDOWS - окно в мир современной стоматологии

М.А.Чибисова
Создание в МА "МЕДИ" многомониторной компьютерной системы с цифровой ввдео- и рентгенодиагностикой, основанной на использовании радиовизиографической программы "Trophy"

Пекка Кангасниеми
Инструмент для удаления излишков пломбировочного материала






ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
к разным формам последипломного образования

Н.И.Вишняков
д.м.п., профессор, заведующий кафедрой
общественного здоровья и здравоохранения
СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Е.О.Данилов
к.м.н., доцент, вице-президент
Стоматологической Ассоциации
Санкт-Петербурга
Е.Д.Дедков
к.м.н., заместитель министра
здравоохранения Российской Федерации
А.Н.Мокеев
клинический ординатор кафедры
общественного здоровья и здрапоохранения
СПбГМУ им, акад. И.П. Павлова

Процессы реформирования коммерциализации отечественного здравоохранения, формирование многоуровневой системы контроля качества медицинской помощи, включающей ведомственное и вневедомственное звено,обуславливают необходимость определенных преобразований и в системе подготовки медицинских кадров. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" право заниматься медицинской деятельностью приобретают лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание (квалификацию). Кроме того, Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании" предусмотрено, что врачи должны проходить курсы повышения квалификации с переодичностью, которую устанавливает работодатель, но не реже одного раза в течение пяти лет. Причем врачи, работающие в порядке совместительства по нескольким специальностям, должны иметь соответствующую подготовку по каждой из этих специальностей. В связи с этим существует не только потребность в различных видах последипломного образования врачей, но и необходимость оптимизировать программы, режим и формы их обучения.

Осуществляя преобразования системы медицинского образования, чрезвычайно важно учитывать мнение самих медицинских работников по различным аспектам данной проблемы. Ввиду того, что в ближайшие годы эти преобразования коснутся и выпускников медицинских ВУЗов, был проведен социологический опрос среди студентов IV курса стоматологического факультета СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с целью изучения их планов, касающихся дальнейшеого образования, а также для анализа их отношения к различным формам последипломной подготовки. Анкетирование проходило после окончания студентами циклов по по дисциплине "общественное здоровье и здравоохранение", на которых изучаются вопросы организации современной системы последипломного образования.

Важным этапом последипломного образования врача является получение основной специальности, при наличии которой в соответствии с приказом Минздрава РФ от 27.07.99г. № 337 уже появляется возможность получения узкой специальности, требующей углубленной подготовки. Поэтому в ходе анкетирования большое внимание уделялось изучению мнения студентов в отношении выбора предположительной для каждого из них формы последипломного образования.

Большинство студентов стоматологического факультета хотели бы после окончания института поступить в интернатуру (45,5%), а почти треть (31,0%) - в интернатуру с последующим поступлением в клиническую ординатуру. Между тем, 13,8% опрошенных намереваются поступить после окончания ВУЗа сразу в клиническую ординатуру. Значительно меньшую долю (7,8%) составили студенты, планирующие последовательное прохождение трех форм подготовки: интернатуру, клиническую ординатуру и аспирантуру. Менее 1% опрошенных (0,9%) хотели бы сразу после получения диплома поступить в аспирантуру. Следует отметить, что среди студентов стоматологического факультета на момент проведения социологического опроса наукой занимались 1,7%, т.е. почти в два раза больше, чем доля пожелавших в дальнейшем пройти обучение в аспирантуре. Интересно, что почти каждый двадцатый студент занимается на кафедрах ВУЗа научно-исследовательской работой,тем не менее, предполагая в будущем работать в практической стоматологии. Безусловно, это весьма положительное явление, поскольку участие в научной деятельности должно способствовать подготовке более квалифицированных специалистов.

Студенты вполне четко сформулировали свое отношение к различным формам последипломного образования. В современных условиях из-за недоукомплектованности штатов учреждений здравоохранения врачи, особенно работающие в отдаленных регионах, не всегда могут на длительное время оставлять рабочее место для прохождения курсов обязательного повышения квалификации. Поэтому в последние годы, наряду с традиционной формой организации обучения с отрывом слушателей от производства, образовательными учреждениями проводятся выездные циклы общего и тематического усовершенствования врачей без отрыва от работы. Учитывая, что в ближайшие годы эти циклы будут проходить нынешние студенты, после окончания ВУЗа и первого этапа последипломного образования, предусматривающего получение основной специальности "стоматология", в ходе анкетирования анализировалось отношение студентов к разным формам обучения.

Подавляющее большинство респондентов (72,6%) считают наиболее приемлемой формой последипломной подготовки обучение без отрыва от работы, а 15,4% - выездные циклы непосредственно на территории стоматологического ЛПУ Кроме того, более чем каждый десятый (11,1%) считает, что обучение на циклах усовершенствования должно быть с отрывом от работы, а 0,9% - не сумели ответить на данный вопрос.

Социологический опрос предусматривал также изучение отношения студентов к возможным источникам финансирования последипломного образования, в том числе к обучению за счет личных средств врачей. Несмотря на интенсивную коммерциализацию стоматологической практики и широкое распространение платных услуг в государственных стоматологических учреждениях, 2/з участников анкетирования отрицательно относятся к платной интернатуре, 23,1% - положительной 10,3%-не сумели четко определить свое отношение. Несколько меньше оказалась доля студентов, высказавших отрицательное отношение к платной клинической ординатуре (58,1%), 28,2% - относятся к ней вполне положительно и 13,7% респондентов относятся к платности обучения безразлично.

Особого внимания заслуживают те результаты опроса, которые раскрывают отношение студентов к платности дополнительного профессионального образования. Более половины опрошенных (58,1%) относятся к платным циклам усовершенствования положительно, 29,1 % - отрицательно и 12,8% - безразлично. Очевидно, значительная часть студентов полагает, что после прохождения первого этапа последипломного образования и допуска к самостоятельной профессиональной деятельности у них появится реальная возможность оплачивать прохождение циклов усовершенствования. В то же время, самостоятельная оплата обучения предполагает свободу выбора как базы обучения (образовательной организации), так и специальности, по которой будет осуществляться подготовка врача.

Следует отметить, что студенты стоматологического факультета исключают возможность каких-то особых подходов к врачам, работающим в частной системе здравоохранения. Доля студентов, отметивших необходимость платного обучения врачей частного сектора стоматологии, оказалась даже несколько меньше, чем при ответе на вопрос, касающийся отношения студентов к платным циклам вообще (соответственно 56,4% и 58,1% при р>0,05),хотя ра.-шость показателей статистически не доказана.

Нередко в процессе своей профессиональной деятельности врачи меняют специальность как по производственной необходимости, так и по собственному желанию. Причем чаще всего такое решение предполагает получение какой-то узкой специальности. Данные анкетирования показали, что лишь немногим более половины опрошенных студентов (53,9%) допускают обязательность платности циклов, даже в том случае, если профессиональная переподготовка осуществляется по желанию самого врача, почти треть (29,9%) относится к этой идее отрицательно, а 16,2% - безразлично.

Таким образом, значительное число (почти половина) со временных студентов-стоматологов имеет достаточно четкое представление о существующих требованиях к уровню квалификации врачей стоматологического профиля и планирует не только прохождение послевузовской подготовки в интернатуре, но и получение дополнительного профессионального образования. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную коммерциализацию стоматологической практики, большинство студентов отрицательно относится к платности наиболее длительных форм последипломной подготовки (интернатуры и клинической ординатуры), что, по всей вероятности, связано с низким уровнем доходов молодых специалистов и неадекватно высокой стоимостью обучения.






ЗНАКОМЬТЕСЬ - ПРОФЕССИОНАЛ



Павлова Наталия Владимировна

Окончила стоматологический факультет СПбМУ им. акад. И.П.Павлова в 1994 году. В "МЕПИ"работает с 1998 года. С высоким профессионализмом специализируется вэидодонтии, микропротезировании, имеет 1-ю квалификационную категорию. Является членом Стоматологической Ассоциации России и Российской Эндодонтической Ассоциации. Будучи ассистентом кафедры стоматологии детского возраста, передаст свое профессиональное мастерство слушателям, обучающимся в Санкт-Петербургском институте стоматологии (НОУ СПбИС).

Корр. - Наталия Владимировна, как Вы пришли в "МЕОИ"?

Н.В. - После окончания института я работала в одной частной стоматологической компании, но мне всегда очень хотелось работать в "MEDM". Я много раз слышала о том, что "MEDI4" - очень перспективная компания, в которой врачи имеют возможность постоянно совершенствоваться и расти. И, когда был объявлен конкурсный набор врачей-стоматологов, я попробовала - и у меня получилось!

Корр. - Какие трудности встретились Вам во бремя работы в "MEDM"?

Н.В. - Трудностей практически не было. Я очень довольна тем, что работаю в этой фирме. За все 5 лет моей работы я ни разу не встретила отказа в своем желании осваивать новые технологии. За последние годы стоматологическая наука и практика развиваются бурными темпами. Появляются все новые направления, совершенствуются материалы, разрабатываются и внедряются новые технологии. На мой взгляд, работа в "МЕПИ" оптимальна для специалиста, который хочет расти и совершенствоваться. Моя специализация - это наиболее сложные случаи лечения корневых каналов. С группой врачей я стажировалась в Финляндии и Германии, сейчас поддерживаю профессиональные связи с врачами-эндодонтистами США.

Корр. - Пожалуйста, расскажите немного подробнее о самом направлении "Эндодонтия".

Н.В. - В связи с огромной актуальностью проблем, связанных с лечением корневых каналов, выделение такого направления, как "Эндодонтия", из общего раздела терапевтической стоматологии стало настоятельной необходимостью. В настоящее время эндодон-тия - это целая наука, развивающаяся самостоятельно, имеющая свои стандарты, принципы, правила и гарантии, что позволяет практикующим врачам добиваться успеха.

Естественно, это невозможно без технического оснащения. Крупные стоматологические концерны, производители медицинского оборудования и материалов, проводя маркетинговые исследования, быстро реагируют на любые требования современной эпдодонтии. С развитием эндодонтии как науки появились новые инструменты, материалы, что привело к изменению взглядов ученых и практических врачей на проводимое лечение внутренней полости зуба. Одна из наиболее важных проблем современной эндодонтии - консервативное лечение хронических форм периодонтитов - достаточно успешно решается нашими докторами, что позволяет в большинстве случаев отказаться от операции резекции верхушки корня, гемисекции и удаления зуба.

Сейчас в нашей стране существует "Эндодонтическая Ассоциация России", которая занимается развитием современной эндодонтии. Являясь ее членом, можно активно принимать участие в обсуждении различных проблем эндодонтического лечения. И это можно только приветствовать.

Корр. - А как развивается эндодонтия "MEDM" ?

Н.В. - В клиниках Медицинской Ассоциации "МЕОИ" есть все необходимое для оказания высококвалифицированной помощи. В каждой клинике "МЕОИ" есть врач-эндодонтист, отвечающий за развитие, внедрение новых технологий в области зндодоН-тии. Каждый месяц мы встречаемся, организуя круглые столы, практические семинары. Вместе обсуждаем проблемы, делимся успехами и продолжаем совершенствоваться в этом направлении. Кроме того, в Ассоциации "МЕОИ" мы разработали свои стандарты энд од оптического лечения на основе стандартов, принятых Европейской Эндодонтической Ассоциацией. Использование их в нашей стоматологической практике повышает качество оказываемой помощи, самооценку и авторитет клиник и врачей.

Сейчас в нашей Ассоциации создан специализированный эндо-донтический кабинет, полностью оснащенный всеми необходимыми материалами и оборудованием. Так, специальный стоматологический микроскоп Opmi Pico (Zeiss) позволяет увеличить изображение в 25 раз, что является неотъемлемой частью проведения качественных эндодоншческих манипуляций. Это дает возможность нам проводить как плановое лечение, так и решать другие задачи любой степени сложности, связанные с поиском глубоких устьев и ответвлений, сложной распломбировкой каналов, извлечением из них инструментов, диагностикой трещин корней и т. д.

Корр. - Возникают ли у Вас сложности & отношениях с пациентами ?

Н.В. - Нет, мне с ними очень комфортно. Конечно, люди все психологически разные, но к каждому можно найти свой подход. И когда ты ощущаешь, что помог человеку, облегчил его страдание -o УТО всегда приятно. Конечно, мы всегда стараемся сделать все возможное.

Корр. - Наталия Владимировна, как ассистент кафедры Вы передаете свое профессиональное мастерство слушателям, обучающимся в Институте стоматологии. Расскажите, пожалуйста, о Вашей преподавательской деятельности.

Н.В. - В Институте стоматологии я веду мастер-классы (циклы лекций и практических занятий, которые включают в себя различные вопросы эндодонтии). Эти занятия регулярно проводятся как для врачей MA "МЕОИ", так и для специалистов из других клиник. На занятия к нам приезжают врачи-стоматологи из различных уголков страны. И даже после окончания обучения мы продолжаем сотрудничать с ними, делимся опытом и совместно решаем любые вопросы.

Корр. - Вы такой запятой и целеустремленный человек. А какие у Вас увлечения, кроме работы? Чем любите заниматься в свободное время ?

Н.В. - Конечно, свободного времени мало. Люблю проводить его с семьей, с 10-летней дочерью Дашенькой. Очень нравится отдыхать с друзьями. У нас в клинике молодой, дружный коллектив, мы часто собираемся вместе, ездим за город, устраиваем вечеринки. Душа коллектива - наш главный врач клиники, д.м.н., профессор Лариса Петровна Кисельникова. С ней всегда легко и работать, и отдыхать! Еще я очень люблю путешествия, интересные места, знакомства с новыми людьми, мне нравится изучать языки. Но времени на все так не хватает! Можно сказать, основная жизнь проходит на работе.

Корр. - Наталия Владимировна, большое спасибо Вам за интервью. Успехов Вам и счастья!

Беседу вела Ирина Попова