ИНСТИТУТ СТОМАТОЛОГИИ научно-практический журнал
|
Н.И.Вишняков д.м.п., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова |
Е.О.Данилов к.м.н., доцент, вице-президент Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга |
Е.Д.Дедков к.м.н., заместитель министра здравоохранения Российской Федерации |
А.Н.Мокеев клинический ординатор кафедры общественного здоровья и здрапоохранения СПбГМУ им, акад. И.П. Павлова |
Процессы реформирования коммерциализации отечественного здравоохранения, формирование многоуровневой системы контроля качества медицинской помощи, включающей ведомственное и вневедомственное звено,обуславливают необходимость определенных преобразований и в системе подготовки медицинских кадров. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" право заниматься медицинской деятельностью приобретают лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание (квалификацию). Кроме того, Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании" предусмотрено, что врачи должны проходить курсы повышения квалификации с переодичностью, которую устанавливает работодатель, но не реже одного раза в течение пяти лет. Причем врачи, работающие в порядке совместительства по нескольким специальностям, должны иметь соответствующую подготовку по каждой из этих специальностей. В связи с этим существует не только потребность в различных видах последипломного образования врачей, но и необходимость оптимизировать программы, режим и формы их обучения.
Осуществляя преобразования системы медицинского образования, чрезвычайно важно учитывать мнение самих медицинских работников по различным аспектам данной проблемы. Ввиду того, что в ближайшие годы эти преобразования коснутся и выпускников медицинских ВУЗов, был проведен социологический опрос среди студентов IV курса стоматологического факультета СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова с целью изучения их планов, касающихся дальнейшеого образования, а также для анализа их отношения к различным формам последипломной подготовки. Анкетирование проходило после окончания студентами циклов по по дисциплине "общественное здоровье и здравоохранение", на которых изучаются вопросы организации современной системы последипломного образования.
Важным этапом последипломного образования врача является получение основной специальности, при наличии которой в соответствии с приказом Минздрава РФ от 27.07.99г. № 337 уже появляется возможность получения узкой специальности, требующей углубленной подготовки. Поэтому в ходе анкетирования большое внимание уделялось изучению мнения студентов в отношении выбора предположительной для каждого из них формы последипломного образования.
Большинство студентов стоматологического факультета хотели бы после окончания института поступить в интернатуру (45,5%), а почти треть (31,0%) - в интернатуру с последующим поступлением в клиническую ординатуру. Между тем, 13,8% опрошенных намереваются поступить после окончания ВУЗа сразу в клиническую ординатуру. Значительно меньшую долю (7,8%) составили студенты, планирующие последовательное прохождение трех форм подготовки: интернатуру, клиническую ординатуру и аспирантуру. Менее 1% опрошенных (0,9%) хотели бы сразу после получения диплома поступить в аспирантуру. Следует отметить, что среди студентов стоматологического факультета на момент проведения социологического опроса наукой занимались 1,7%, т.е. почти в два раза больше, чем доля пожелавших в дальнейшем пройти обучение в аспирантуре. Интересно, что почти каждый двадцатый студент занимается на кафедрах ВУЗа научно-исследовательской работой,тем не менее, предполагая в будущем работать в практической стоматологии. Безусловно, это весьма положительное явление, поскольку участие в научной деятельности должно способствовать подготовке более квалифицированных специалистов.
Студенты вполне четко сформулировали свое отношение к различным формам последипломного образования. В современных условиях из-за недоукомплектованности штатов учреждений здравоохранения врачи, особенно работающие в отдаленных регионах, не всегда могут на длительное время оставлять рабочее место для прохождения курсов обязательного повышения квалификации. Поэтому в последние годы, наряду с традиционной формой организации обучения с отрывом слушателей от производства, образовательными учреждениями проводятся выездные циклы общего и тематического усовершенствования врачей без отрыва от работы. Учитывая, что в ближайшие годы эти циклы будут проходить нынешние студенты, после окончания ВУЗа и первого этапа последипломного образования, предусматривающего получение основной специальности "стоматология", в ходе анкетирования анализировалось отношение студентов к разным формам обучения.
Подавляющее большинство респондентов (72,6%) считают наиболее приемлемой формой последипломной подготовки обучение без отрыва от работы, а 15,4% - выездные циклы непосредственно на территории стоматологического ЛПУ Кроме того, более чем каждый десятый (11,1%) считает, что обучение на циклах усовершенствования должно быть с отрывом от работы, а 0,9% - не сумели ответить на данный вопрос.
Социологический опрос предусматривал также изучение отношения студентов к возможным источникам финансирования последипломного образования, в том числе к обучению за счет личных средств врачей. Несмотря на интенсивную коммерциализацию стоматологической практики и широкое распространение платных услуг в государственных стоматологических учреждениях, 2/з участников анкетирования отрицательно относятся к платной интернатуре, 23,1% - положительной 10,3%-не сумели четко определить свое отношение. Несколько меньше оказалась доля студентов, высказавших отрицательное отношение к платной клинической ординатуре (58,1%), 28,2% - относятся к ней вполне положительно и 13,7% респондентов относятся к платности обучения безразлично.
Особого внимания заслуживают те результаты опроса, которые раскрывают отношение студентов к платности дополнительного профессионального образования. Более половины опрошенных (58,1%) относятся к платным циклам усовершенствования положительно, 29,1 % - отрицательно и 12,8% - безразлично. Очевидно, значительная часть студентов полагает, что после прохождения первого этапа последипломного образования и допуска к самостоятельной профессиональной деятельности у них появится реальная возможность оплачивать прохождение циклов усовершенствования. В то же время, самостоятельная оплата обучения предполагает свободу выбора как базы обучения (образовательной организации), так и специальности, по которой будет осуществляться подготовка врача.
Следует отметить, что студенты стоматологического факультета исключают возможность каких-то особых подходов к врачам, работающим в частной системе здравоохранения. Доля студентов, отметивших необходимость платного обучения врачей частного сектора стоматологии, оказалась даже несколько меньше, чем при ответе на вопрос, касающийся отношения студентов к платным циклам вообще (соответственно 56,4% и 58,1% при р>0,05),хотя ра.-шость показателей статистически не доказана.
Нередко в процессе своей профессиональной деятельности врачи меняют специальность как по производственной необходимости, так и по собственному желанию. Причем чаще всего такое решение предполагает получение какой-то узкой специальности. Данные анкетирования показали, что лишь немногим более половины опрошенных студентов (53,9%) допускают обязательность платности циклов, даже в том случае, если профессиональная переподготовка осуществляется по желанию самого врача, почти треть (29,9%) относится к этой идее отрицательно, а 16,2% - безразлично.
Таким образом, значительное число (почти половина) со временных студентов-стоматологов имеет достаточно четкое представление о существующих требованиях к уровню квалификации врачей стоматологического профиля и планирует не только прохождение послевузовской подготовки в интернатуре, но и получение дополнительного профессионального образования. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную коммерциализацию стоматологической практики, большинство студентов отрицательно относится к платности наиболее длительных форм последипломной подготовки (интернатуры и клинической ординатуры), что, по всей вероятности, связано с низким уровнем доходов молодых специалистов и неадекватно высокой стоимостью обучения.
Окончила стоматологический факультет СПбМУ им. акад. И.П.Павлова в 1994 году. В "МЕПИ"работает с 1998 года. С высоким профессионализмом специализируется вэидодонтии, микропротезировании, имеет 1-ю квалификационную категорию. Является членом Стоматологической Ассоциации России и Российской Эндодонтической Ассоциации. Будучи ассистентом кафедры стоматологии детского возраста, передаст свое профессиональное мастерство слушателям, обучающимся в Санкт-Петербургском институте стоматологии (НОУ СПбИС).
Корр. - Наталия Владимировна, как Вы пришли в "МЕОИ"?
Н.В. - После окончания института я работала в одной частной стоматологической компании, но мне всегда очень хотелось работать в "MEDM". Я много раз слышала о том, что "MEDI4" - очень перспективная компания, в которой врачи имеют возможность постоянно совершенствоваться и расти. И, когда был объявлен конкурсный набор врачей-стоматологов, я попробовала - и у меня получилось!
Корр. - Какие трудности встретились Вам во бремя работы в "MEDM"?
Н.В. - Трудностей практически не было. Я очень довольна тем, что работаю в этой фирме. За все 5 лет моей работы я ни разу не встретила отказа в своем желании осваивать новые технологии. За последние годы стоматологическая наука и практика развиваются бурными темпами. Появляются все новые направления, совершенствуются материалы, разрабатываются и внедряются новые технологии. На мой взгляд, работа в "МЕПИ" оптимальна для специалиста, который хочет расти и совершенствоваться. Моя специализация - это наиболее сложные случаи лечения корневых каналов. С группой врачей я стажировалась в Финляндии и Германии, сейчас поддерживаю профессиональные связи с врачами-эндодонтистами США.
Корр. - Пожалуйста, расскажите немного подробнее о самом направлении "Эндодонтия".
Н.В. - В связи с огромной актуальностью проблем, связанных с лечением корневых каналов, выделение такого направления, как "Эндодонтия", из общего раздела терапевтической стоматологии стало настоятельной необходимостью. В настоящее время эндодон-тия - это целая наука, развивающаяся самостоятельно, имеющая свои стандарты, принципы, правила и гарантии, что позволяет практикующим врачам добиваться успеха.
Естественно, это невозможно без технического оснащения. Крупные стоматологические концерны, производители медицинского оборудования и материалов, проводя маркетинговые исследования, быстро реагируют на любые требования современной эпдодонтии. С развитием эндодонтии как науки появились новые инструменты, материалы, что привело к изменению взглядов ученых и практических врачей на проводимое лечение внутренней полости зуба. Одна из наиболее важных проблем современной эндодонтии - консервативное лечение хронических форм периодонтитов - достаточно успешно решается нашими докторами, что позволяет в большинстве случаев отказаться от операции резекции верхушки корня, гемисекции и удаления зуба.
Сейчас в нашей стране существует "Эндодонтическая Ассоциация России", которая занимается развитием современной эндодонтии. Являясь ее членом, можно активно принимать участие в обсуждении различных проблем эндодонтического лечения. И это можно только приветствовать.
Корр. - А как развивается эндодонтия "MEDM" ?
Н.В. - В клиниках Медицинской Ассоциации "МЕОИ" есть все необходимое для оказания высококвалифицированной помощи. В каждой клинике "МЕОИ" есть врач-эндодонтист, отвечающий за развитие, внедрение новых технологий в области зндодоН-тии. Каждый месяц мы встречаемся, организуя круглые столы, практические семинары. Вместе обсуждаем проблемы, делимся успехами и продолжаем совершенствоваться в этом направлении. Кроме того, в Ассоциации "МЕОИ" мы разработали свои стандарты энд од оптического лечения на основе стандартов, принятых Европейской Эндодонтической Ассоциацией. Использование их в нашей стоматологической практике повышает качество оказываемой помощи, самооценку и авторитет клиник и врачей.
Сейчас в нашей Ассоциации создан специализированный эндо-донтический кабинет, полностью оснащенный всеми необходимыми материалами и оборудованием. Так, специальный стоматологический микроскоп Opmi Pico (Zeiss) позволяет увеличить изображение в 25 раз, что является неотъемлемой частью проведения качественных эндодоншческих манипуляций. Это дает возможность нам проводить как плановое лечение, так и решать другие задачи любой степени сложности, связанные с поиском глубоких устьев и ответвлений, сложной распломбировкой каналов, извлечением из них инструментов, диагностикой трещин корней и т. д.
Корр. - Возникают ли у Вас сложности & отношениях с пациентами ?
Н.В. - Нет, мне с ними очень комфортно. Конечно, люди все психологически разные, но к каждому можно найти свой подход. И когда ты ощущаешь, что помог человеку, облегчил его страдание -o УТО всегда приятно. Конечно, мы всегда стараемся сделать все возможное.
Корр. - Наталия Владимировна, как ассистент кафедры Вы передаете свое профессиональное мастерство слушателям, обучающимся в Институте стоматологии. Расскажите, пожалуйста, о Вашей преподавательской деятельности.
Н.В. - В Институте стоматологии я веду мастер-классы (циклы лекций и практических занятий, которые включают в себя различные вопросы эндодонтии). Эти занятия регулярно проводятся как для врачей MA "МЕОИ", так и для специалистов из других клиник. На занятия к нам приезжают врачи-стоматологи из различных уголков страны. И даже после окончания обучения мы продолжаем сотрудничать с ними, делимся опытом и совместно решаем любые вопросы.
Корр. - Вы такой запятой и целеустремленный человек. А какие у Вас увлечения, кроме работы? Чем любите заниматься в свободное время ?
Н.В. - Конечно, свободного времени мало. Люблю проводить его с семьей, с 10-летней дочерью Дашенькой. Очень нравится отдыхать с друзьями. У нас в клинике молодой, дружный коллектив, мы часто собираемся вместе, ездим за город, устраиваем вечеринки. Душа коллектива - наш главный врач клиники, д.м.н., профессор Лариса Петровна Кисельникова. С ней всегда легко и работать, и отдыхать! Еще я очень люблю путешествия, интересные места, знакомства с новыми людьми, мне нравится изучать языки. Но времени на все так не хватает! Можно сказать, основная жизнь проходит на работе.
Корр. - Наталия Владимировна, большое спасибо Вам за интервью. Успехов Вам и счастья!