Экономика и Менеджмент в Стоматологии
N 1 (33), 2011 г.

<<< На главную страницу журнала
На главную страницу Экономика и Менеджент

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В. В. Садовский
К истории общественного движения в Российской стоматологии

Личность с ОБЛОЖКИ

Скуридин Петр Иосифович

РЕФОРМА В СТОМАТОЛОГИИ

В. К. Леонтьев
Несостоявшаяся реформа стоматологии - утраченные возможности и печальные уроки

МЕНЕДЖМЕНТ ЗУБ0ТЕХНИЧЕСК0Г0 ПРОИЗВОДСТВА

A. В. Апимский, М.А. Абдуллатипов, В. П. Зайцев
Основные направления совершенствования деятельности зуботехнических лабораторий

ГОСУДАРСТВО И СТОМАТОЛОГИЯ

Т. В. Кубрушко, Д. А. Петраш
К вопросу о модернизации государственного управления и финансирования стоматологической службы в России

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

И. С. Кицул, Д. В. Пивень
Первые шаги саморегулирования в стоматологии: иркутский опыт

НОВЕЙШИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТОМАТОЛОГИИ

Б. Р. Шумилович, ДА. Кунин, И.А. Жаров
Обзор стоматологических наконечников производства австрийской компании «W&H Dentalwerk» в клиническом и маркетинговом аспектах

АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

ДА. Полилов
Каким образом внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет увеличить эффективность стоматологической клиники?

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В СТОМАТОЛОГИИ

B. Д. Вагнер, В. Г. Бутова, В. И. Бойков
Структура труда врачей-стоматологов-хирургов работающих в системе обязательного медицинского страхования

МЕНЕДЖМЕНТ В СТОМАТОЛОГИИ

B. В. Бойко
Организационный мемнеджмент как «Слабое звено»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ

Л.Е. Смирнова, ДА. Умарова
Материально-техническое обеспечение терапевтических кабинетов в стоматологических организациях Чеченской Республики

ИНТЕРНЕТ КАК РЕКЛАМА

А. В. Москаев
Малобюджетное продвижение в Интернете

Я УПРАВЛЯЮ

C. М. Луговая
Эта загадочная душа клиента или секреты «вирусного» маркетинга

СТОМАТОЛОГИЯ И ПРАВО

Б. В. Григорьян
Права и обязанности пациентов

СТОМАТОЛОГИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Е.М. Ахметов, Л. В. Буланцева, С. Г. Конюхова
Результаты социологического исследования общественного мнения потребителей стоматологических услуг

РЕАЛИЗМ И РЕАЛИЗАЦИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

А.Е. Олесов, Е.Ю. Хавкина, В.Д. Рева
Дорогостоящие планы лечения - причины затруднений при реализации и способы их устранения

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Возможности модифицированной методики ЦНИИС при проведении массовых стоматологических осмотров детского населения

ПРОФИЛАКТИКА В СТОМАТОЛОГИИ

Т. В. Кубрушко, ДА. Петраш
Профилактическое направление в организации стоматологической помощи населению в современных экономических условиях

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ СтАР

МУЗ «Стоматологическая поликлиника №2», г. Иваново ООО «Белый Кит Академ», г. Челябинск

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ

Г. И. Ронь, С.Е Жолудев, А. С. Филатов
35 лет стоматологическому факультету Уральской государственной медицинской академии

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА РОССИИ В 2011 г.

Объявляются номинации чемпионата стоматологического мастерства СтАР в 2011 году
«Отбеливание зубов»
«Лучшая работа в эстетической стоматологии»




СКУРИДИН Петр Иосифович

Заслуженный врач России, главный врач МЛУЗ «Пензенская городская стоматологическая поликлиника», доктор медицинских наук, профессор, член совета СТАР, главный стоматолог Министерства здравоохранения Пензенской области, президент Пензенской ассоциации стоматологов

- Петр Иосифович, кто Ваши родители, есть ли в семье врачи?

Я родился в послевоенные годы, в новогоднюю ночь 1 января 1948 г. в Волгоградской области на старинном казачьем хуторе Борисовском. Здесь на берегу тихой и спокойной реки Бузулук построил свой дом мой отец Иосиф Игнатьевич Скуридин - потомственный казак. Мать Пелагея Ивановна была дочерью местного есаула. В семье было пятеро детей, младшим был я. Дети часто болели, и мама мечтала, чтобы кто-нибудь из них стал врачом. Также большое влияние на становление моей профессии оказала старшая сестра Мария, которая уже работала ветеринарным врачом. В школе я учился отлично.

Прошел я по служебной лестнице с самых низов. После окончания восьми классов, чтобы в будущем наверняка поступить в Волгоградский государственный медицинский институт, поскольку конкурс при поступлении был 15-20 человек на место, по совету родителей я в 1963 г. поступил в Волжское медицинское училище и в 1967 г. стал фельдшером. После получения диплома сразу же был призван в ряды Советской армии в город Новочеркасск, где служил фельдшером медико-санитарной части танкового полка. Здесь я осваивал первые навыки общения с пациентом, оказывал помощь на доврачебном этапе, проводил амбулаторное лечение солдат, одновременно активно занимался спортом - вольная борьба, настольный теннис (данными видами спорта я занимался и ранее). Часто выступал от полка на соревнованиях в разных видах спорта. Имею первый разряд по настольному теннису, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе.

После первого года службы, я подал документы для поступления в Ленинградскую военно-медицинскую академию, но командир полка в связи с отсутствием замены не отпустил меня для сдачи экзаменов. В июле 1967 г. после выхода приказа Министра обороны СССР об изменении срока службы в армии с трех лет на два года на усмотрение командира, учитывая мое настойчивое желание стать врачом, за 3 недели до вступительных экзаменов я был демобилизован.

С детства мечтал стать врачом-лечебником. Но увидев, что на стоматолога надо было учиться не 6, а 5 лет - подал документы на стоматологический факультет. Хотелось скорее работать, приносить пользу обществу. Экзамены я сдал блестяще и был зачислен в институт.


Студенческие годы - я староста потока

- Как проходили Ваши студенческие годы?

Студенческие годы проходили бурно и интересно. Жадно я усваивал все, чему учили преподаватели. Учился я отлично. С самого начала учебы был назначен деканом стоматологического факультета старостой курса, продолжал заниматься спортом. С 3-го курса увлекся научной работой и в течение 3-х лет занимался ею под руководством заведующего кафедрой терапевтической стоматологии, профессора Магида Е.А. В течение учебы я просто влюбился в эту профессию и уже никогда потом не хотел ее изменить. Полюбил ее, что называется, на всю оставшуюся жизнь.


Вот такого - 32-х летнего увидела меня стоматология г. Пензы

- С чего началась Ваша профессиональная деятельность и как Вы стали главным врачом?

По окончании института в 1974 г. мне предлагали аспирантуру, но я решил поехать, как тогда говорили, «на периферию» в ЦРБ г. Вадинска Пензенской области. Это была убогая больница Российской глубинки, где в стоматологических кабинетах были установлены доисторические аппараты типа прялки, которые приводились в движение ногой. Убожество материально-технической базы заставило меня обратиться к главному врачу, который выделил денежные средства и оснастил кабинеты современными в то время установками (УС-30) и другим материалом. После чего я был назначен районным стоматологом.

В процессе работы по моему настоянию в ЦРБ был открыт дифференцированный прием: терапевтический, хирургический, ор- топедический. Были открыты стоматологические кабинеты в средних школах, в военкомате, в участковой больнице. Врачи начали планово санировать детей, подростков и призывников.

В 1975 г. коллектив ЦРБ избрал меня председателем профсоюзного комитета больницы. Рас- пространненость кариеса зубов у населения района была около 100%, т.к. в питьевой воде было очень низкое содержание фтора - 0,15 мг/л. У врачей выстраивались очереди от 20 и более человек. Работал я много, как правило, с 8.00 до 20.00, осваивал все направления в стоматологии, приходилось удалять около 8 000 зубов в год, а также проводить все виды стационарных операций по поводу воспалительных заболеваний челю- стно-лицевой области. В то время ЦРБ была укомплектована врачами на 55%, приходилось выполнять работу других врачебных профессий: отоларинголога, онколога, часто дежурил по ночам.


На конкурсе «Лучший по профессии» с профессором Р.Я. Пеккером

Через четыре года Вадинская ЦРБ по качественным показателям стоматологической службы — снижению интенсивности кариеса зубов у детей и болезней пародон- та вышла по области в лидеры, и в связи с этим в мае 1978 г. заведующий Облздравотделом Самохвалов А.П. мне предложил занять должность главного врача Пензенской городской стоматологической поликлиники.

В 1990 г. я был назначен главным стоматологом города, а в 1993 г. - главным стоматологом Пензенской области.

За истекший период при моем участии были построены 7 филиалов поликлиники в различных районах города Пензы, а коллектив врачей с 28 единиц в 1978 г. вырос до 320 единиц.

В настоящий момент наша поликлиника оснащена по последнему слову техники и прием ведется по всем направлениям кроме детской стоматологии.


Трудовые будни

- А где Вы получили первые навыки руководителя?

Первые навыки руководителя я получил, еще учась в институте, когда был старостой курса. Приходилось организовывать студентов. Значительный опыт организационный работы приобрел, работая в Вадинской ЦРБ главным стоматологом района и председателем профсоюзного комитета. Здесь приходилось решать вопросы не только организационно-методического, но и экономического характера. Особо благодарен заведующему пензенским городским отделом Г.М. Шленчику за постоянную поддержку и помощь мне как начинающему молодому главному врачу в первые годы моей работы.


На демонстрации 1 мая

- Что вызывает у Вас наибольшие трудности в руководстве своим коллективом, в управлении клиникой в целом?

- Трудности в руководстве несомненно есть. Во-первых, по области не хватает врачей-специалис- тов. По- этому при моем личном участии открыт стоматологический факультет при медицинском институте Пензенского государственного университета. Во-вторых, я ощущаю недоста- тэк директивных документов по стоматологии. В настоящее время мы имеем такой нонсенс, :-:огда предыдущие директивные документы отменены, а новых, которые очень необходимы для работы врачей-стоматологов на современном этапе, до сих пор нет. Зато есть огромное количество «бумаг», направляемых из различных инстанций, очень часто дублирующих друг друга. И, в то же время, отсутствуют до настоящего времени стандарты лечения стоматологических заболеваний, официально утвержденные федеральным Министерством здравоохранения.


Являюсь депутатом Пензенской городской думы первого созыва 1997 г.

- От чего Вы получаете на работе наибольшее удовольствие?

Большое удовольствие получаю от общения со своим коллективом и от работы врача. У меня много учеников. Приятно смотреть на то, как они мужают и набираются опыта. Приятно, что все они находятся в творческом поиске. Многие уже стали квалифицированными специалистами. Приятно, когда приходят радостные, довольные пациенты после проведенного лечения и благодарят врачей за проведенную работу. Приятно, когда я вижу, как преображаются наши кабинеты после проведенного ремонта, приобретения нового оборудования, что позволяет достойно оказывать помощь населению.


Консультирую пациента

- Кого Вы предпочитаете принимать на работу: молодых и одаренных или уже успевших заслужить авторитет специалистов?

- Чтобы коллектив успешно развивался и повышал свое профессиональное мастерство, в нем должны работать и молодые - одаренные, и успевшие заслужить свой авторитет врачи. Люблю принимать молодых, образованных, одаренных, которые искренне хотят стать профессионалами своего дела. В них много задора и упорства. Они впитывают новшества стоматологии слету. Но основа коллектива - это профессионалы своего дела, успевшие заслужить свой авторитет не только в коллективе, но и среди пациентов, которые в состоянии учить и передавать накопленный опыт молодым докторам, внедрять новые технологии и поддерживать инициативу молодых врачей. Такой коллектив понимает задачи, стоявшие перед лечебным учреждением и, естественно, умеет эти задачи выполнять на высоком уровне.


В Международном учебном центре «РокадаМед», г. Казань, с генеральным директором А.А. Максимовым

- Имеете ли Вы неправительственные категории признания?

— Для меня как врача самой важной и главной наградой является признание моими пациентами и коллегами, с которыми я работаю. Точно знаю, что добиться уважения пациентов и коллег возможно только эрудицией, профессионализмом и интеллигентностью. У меня много настоящих друзей благодарных патентов, особенно среди ветеранов Великой отечечественной войны и труда. Признанием Общественности является то, что я на протяжении своей работы дважды избирался в советы народных депутатов и местных органов власти города Пензы, избирался членом городской думы первого созыва 1994-1997 гг., был доверенным лицом по выборам депутатов Государственной Думы в 2003 г. политической партии «Единая Россия». В 2004 г. являлся доверенным лицом от области председателя «Российской партии жизни» С.М. Миронова на выборах Президента России, за это награжден благодарностью председателя высшего совета политической партии Б.В. Грызлова. Награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, знаком отличника здравохранения РСФСР, орденом «За заслуги в развитии медицины и здравоохранения», Почетной грамотой губернатора Пензенской области.


С профессором Т.Г. Робустовой на конференции в г. Пенза>

- Как Вы оцениваете качество знаний и умений современных выпускников стоматологических ВУЗов?

- В нашу область приезжают выпускники из большинства ВУЗов Европейской части Российской Федерации. Большинство из них из Самарского и Саратовского медицинских университетов. Если обобщить в целом базовую академическую подготовку студентов, то следует отметить, что за последние 10 лет значительно повысился образовательный уровень наших докторов как теоретический, так и практический. Студентов ВУЗов обучают на новом, современном оборудование, материалах, а также современным технологиям диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Однако совершенствование материально-технической базы студенческих кафедр в связи с экономическими проблемами несколько отстает, поэтому студенты имеют недостаточно практических навыков по сравнению с теоретическими и недостаток умения общаться с пациентами.


Редкие встречи с академиком В.К. Леонтьевым

- А кто были Ваши учителя?

В мое становление как специалиста огромный первоначальный вклад внесли в рамках студенческой науки мои первые руководители, корифеи отечественной стоматологии: профессора Е.А.Магид и В.Ю. Миликевич. Многому я научился, уже работая главным врачом, у профессора Р.Я. Пеккера, который в то время заведовал кафедрой терапевтической стоматологии Пензенского института усовершенствования врачей и являлся главным стоматологам Пензенской области. Большой вклад в развитие профилактического направления нашей науки внес уважаемый мною профессор П.A. Jleyc. В 1989 г. под его непосредственным руководством мною была разработана, утверждена заведующим областным отделом здравоохранения Лаптевым Ю.А. и внедрена комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей Пензенской области. Программой были поставлены задачи и определены: организация, контингент, методы профилактики и персонал, обеспечивающий программу, а также оценка ее эффективности. На водозаборных сооружениях г. Пензы были установлены 2 фторатор- ные установки, которые дозируют воду фтором 0,8 мг/л. Результатами реализации данной программы в настоящее время являются снижение интенсивности кариеса зубов у детей 12 лет с КПУ 6,0 (1989 г.) до КПУ 2,2 (2010 г); снизилась интенсивность болезней пародонта от исходного индекса КПИ (у подростков 15 лет от 2,28 в 1989 г. до 1,1 в 2010 г.). В настоящее время г. Пенза — это единственный город в России, где фторируется питьевая вода.


На Пензенской межрегиональной выставке здравоохранения с ректором Пензенского института усовершенствования врачей Н.М. Хоменко, бизнесменом Кудюшевым А.В., министром здравоохранения Пензенской области Стрючковым В.В.


Немецкие партнёры с дружественным визитом


На встрече с губернатором г.Пензы В.К.Бочкаревым

Хочу выразить большую благодарность профессору Миргазизову М.З. и искренне любимой и уважаемой мной профессору В.Н. Олесовой, которая в 1997 г., проводя выездной цикл усовершенствования врачей-стоматологов нашего региона, обратила внимание на высокий уровень профилактики болезней зубов у пензенских детей и рекомендовала мне заняться кандидатской диссертацией, которую я защитил в 2001г. на тему «Роль специализированного территориального медицинского объединения стоматология в организации профилактики кариеса у детей (на примере Пензенского ТМО «Стоматология)». Особую благодарность хочу выразить профессору М.Н. Пузину, ведущему нейростоматологу страны. Знакомство с ним обозначило мое дальнейшее научно-исследовательское направление по теме докторской диссертации: «Патогенические варианты и дифференцированная терапия синдрома жжения полости рта», которую я защитил в 2010 г.


С дорогой супругой Зоей Михайловной

Расскажите, пожалуйста, как Вы проводите свободное от работы время?

- Свободное от работы время? У меня его почти нет, с 8.00 до 19.00 _ работа. Вам о чем-то говорит, что у меня трое детей и 5 внуков, кстати, все трое - врачи -стоматологи, все - кандидаты медицинских наук. Отдыхать некогда, но до боли сердечной люблю дачу, рыбалку, спорт и свою семью. Кстати, жена моя Зоя Михайловна - тоже медицинский работник.

- Что Вы хотели бы сказать читателям нашего журнала?

Выписывайте и читайте «Экономика и менеджмент в стоматологии». Я читаю этот журнал с большим интересом. С каждым выпуском он становится более информативным, разноплановым, интересным для широкой аудитории врачей-стоматологов. А читателям Вашего журнала хочется пожелать исполнения всех желаний. Впитывайте в себя красоту окружающей природы и таким же красивым будет лицо, которое Вы творите собственными руками, проводя различные реставрации в челюстно-ли- цевой области. Пусть наши пациенты чаще открыто и красиво улыбаются!

- Скажите, а что самое главное для Вас в жизни?

Самое главное в моей жизни - воплощение моей мечты. По-моему, я смог выполнить завет моей замечательной труженицы - мамы.

- Ваши планы на будущее?

Я — счастливый человек, так как добрых дел за спиной не мало и это греет душу. Счастье - когда тебя понимают. У меня сплоченный, высококвалифицированный, дружный коллектив, который меня понимает, нацелен на выполнение поставленных задач - у него все впереди. Мое будущее - работать, работать и работать, заветный отдых на природе, мои внуки, приятно встречаться с коллегами по работе, пациентами. Говорят, что у меня добрый взгляд и открытое сердце. Наверное, это правда. Во всяком случае, об этом мне говорят многие. Иногда приходится оглядываться назад, мне это делать вовсе не стыдно.


Династия



Первые шаги саморегулирования в стоматологии: иркутский опыт


И.С. Кицул, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного института усовершенствования врачей д.м.н., профессор, председатель совета некоммерческого партнерства «Национальная стоматологическая организация» Д.В. Пивень, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутского государственного института усовершенствования врачей, заместитель Председателя совета некоммерческого партнерства «Национальная стоматологическая организация»

Федеральный закон №-315 ФЗ «О саморегулируемых организациях», принятый 1 декабря 2007 г., предопределил новый формат взаимодействия бизнеса и государства и вызвал много продолжающихся дискуссий относительно возможностей развития саморегулирования в медицине. Столь бурная полемика определена тем бытующим мнением, что опыт применения данного закона в отраслях, где саморегулирование уже является обязательным, пока не дал ощутимых результатов и формирует амбивалентное отношение у заинтересованных представителей других отраслей. Напомним, что пока не сформирован уполномоченный Правительством РФ орган, который должен регистрировать саморегулируемые организации (СРО) в здравоохранении, а также саморегулирование в здравоохранении пока в силу закона не является обязательным. Вместе с тем уже имеется опыт отдельных территорий, где механизмы саморегулирования успешно отрабатываются на организациях стоматологического профиля. К таким территориям относится Иркутская область. В этой связи хотелось бы поделиться с читателями двухлетним опытом работы Некоммерческого партнерства «Национальная стоматологическая организация» (НСО), которое в основу своей деятельности положило принципы, изложенные в федеральном законе №315-Ф3.

Данные принципы можно считать перспективными и доказавшими свою эффективность в зарубежных странах, поскольку позволяют реализовать механизмы повышения качества медицинской помощи и государственно-частного партнерства в этой сфере. Кроме того предлагаемые законом инструменты саморегулирования с учётом задачи повышения качества медицинской помощи, совершенствования механизмов защиты получателей и производителей медицинских услуг представляют несомненный интерес для здравоохранения Российской Федерации.

Идея создания структуры, объединяющей стоматологические организации региона для отработки механизмов саморегулирования в Иркутской области, возникла в мае 2009 года. Данная идея возникла не случайно и пусковым фактором ее возникновение послужил именно выход в свет Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Именно тогда в Иркутске и сложилась инициативная группа, состоящая из опытных организаторов здравоохранения, ученых, стоматологов-практиков, которая и решила реализовать проект по отработке механизмов саморегулирования в системе оказания стоматологической помощи. Поскольку проект носил принципиально некоммерческий характер, потребовалось много энтузиазма у его участников. На начальном этапе была проведена большая аналитическая работа с тем, чтобы выделить ключевые моменты, сформировать и адаптировать механизмы закона для стоматологического сообщества.

Основные классифицирующие признаки СРО достаточно чётко обозначены в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», именно они и были положены в основу деятельности НСО.

К этим признакам относятся следующие:

  • в СРО объединяются субъекты предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида; Z наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  • СРО признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», объединяющая не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида;
  • обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

    Кроме того в указанном законе обозначены и такие принципиально важные функции СРО как:

  • обеспечение контроля за выполнением членами СРО принятых стандартов и правил;
  • создание таких инструментов досудебной защиты производителей и получателей услуг как третейские суды;
  • организация профессионального обучения членов СРО.

Эти функции также вполне можно отнести к отличительным признакам СРО.

После анализа классификационных признаков СРО, предложенных законодатели, возник однозначный вывод, что сфера оказания стоматологических услуг населению является одной из наиболее предпочтительных и готовых для внедрения механизмов саморегулирования. Разработчики иркутского проекта исходили из следующих особенностей развития стоматологии в стране на современном этапе.

  • Стоматология имеет наибольший удельный вес частного сектора по сравнению с другими отраслями здравоохранения: в среднем объем оказываемой «частниками» помощи составляет 40-50% от государственного сектора (по отдельным сведениям около 80%).
  • Стремительное (как ни в какой другой медицинской отрасли) развитие новых методов диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний, предлагаемых как отечественными, так и зарубежными производителями.
  • В разных сегментах системы оказания стоматологической помощи (услуг) обеспечивается очень разное качество при одних и тех же заболеваниях. При этом различия в качестве связаны далеко не только с разным ресурсным обеспечением стоматологических организаций.
  • В ходе реализации проекта также стало понятно, что после принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», когда большинство государственных и муниципальных стоматологических учреждений или уже изменили, или планируют изменение формы на автономные учреждения, неизбежно следующее:
    - ослабление государственного влияния на все процессы в стоматологии;
    - обострение конкуренции на рынке стоматологических услуг.
  • Кроме того принятие нового Закона «Об обязательном медицинском страховании», который вступил в действие с 1 января 2011 г., дает прямое указание на участие частного сектора медицины в реализации территориальных программ ОМС и обязывает органы управления сформировать систему отбора медицинских организаций для участия в ОМС, независимо от их орга- низационно-правовых форм. Очевидно, в первую очередь это коснется стоматологии, где, как уже было отмечено выше, наибольший удельный вес частных медицинских организаций.
  • Опираясь на базовую позицию, заключающуюся в том, что саморегулирование должно, прежде всего, защищать профессиональные интересы врачей-стоматологов и стоматологических организаций, авторы проекта учитывали также и то, что тема саморегулирования достаточно четко прописана и в других важных Федеральных законах. Речь идёт о Федеральном законе от 26- декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и о Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Как известно, эти законы содержат конкретные инициативы Президента РФ Д.А. Медведева.

    В первом чётко определён целый ряд преференций для членов СРО при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. И это совершенно справедливо, так как организация внутреннего контроля - одна из функции СРО. Во втором саморегулирование обозначено как одно из основных антикоррупционных направлений, а тема борьбы с коррупцией является приоритетной сегодня для всех государственных ведомств.

    Так, Федеральный закон «О противодействии коррупции» в качестве антикоррупционного механизма предполагает передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям. Возникает вопрос: «Какие же это могут быть функции?». Ответ мы находим в законе «О саморегулируемых организациях», который предусматривает самостоятельную разработку СРО стандартов и правил оказания услуг, соответствующих федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам.

    Для того чтобы эти требования Федерального закона были выполнены и должно быть налажено взаимодействие между СРО и надзорными органами. Закон, по сути, к этому взаимодействию обязывает. Крайне важно, чтобы разрабатываемые СРО стандарты и правила соответствовали регламентам органов государственного и муниципального контроля и надзора. Иными словами саморегулирование даёт возможность проверяющим и проверяемым работать по одним правилам. Сегодня же есть немало документов, которые по отношению к лицу, оказывающему те или иные услуги, выдвигают требования, допускающие их неоднозначное толкование. Всё это как раз и создаёт наилучшие условия для коррупции. Ни для кого не секрет, что однозначность толкования тех или иных требований нередко достигается противоправными методами. СРО же во взаимоотношениях с любыми надзорными органами всегда будет отстаивать ясность и чёткость формулировок любых требований. Качество и действенность государственного и муниципального контроля (надзора) от этого только вырастут.

    Надо отметить, что тема саморегулирования сегодня активно обсуждается в стоматологическом сообществе и иркутский опыт создания подобных организаций уже не единственный. В этой связи мы считаем главной задачей наполнение этой темы предметным содержанием, что мы и делали последние два года, а сделано не мало. Приведем лишь некоторые примеры нашей деятельности.

    В настоящее время членами Партнерства являются более 40 стоматологических организаций, хотя мы не ставили и не ставим себе задачу стремительного увеличения численности членов и не советуем это делать другим. В первую очередь необходимо честно ответить себе на вопрос: «Что Вы можете предложить в новом типе профессионального сообщества?». В противном случае можно зарегистрировать что угодно и назвать это как угодно, используя внешне красивые логотипы и сайты, но при этом можно полностью дискредитировать идею профессионального сообщества нового типа отсутствием её конкретного содержания. Необходимо быть уверенным в том, что у вас есть что предложить организациям, которые собираются вступить в сообщество. Учитывая это, мы занялись, прежде всего, «черновой работой», требующей большого количества времени, трудозатрат, детального изучения нормативных документов и требований надзорных и лицензирующих органов. И вот далеко не исчерпывающий перечень того, что сделано к сегодняшнему дню:

    • Разработаны и внедрены типовые документы по организации контроля качества для всех членов Партнерства, соответствующие лицензионным требованиям и условиям, указанным в «Положении о лицензировании медицинской деятельности».
    • Проведена подготовка всех врачей, работающих в организациях-членах Партнерства, по вопросам контроля и экспертизы качества стоматологической помощи, что также является лицензионным требованием.
    • Организована система непрерывной подготовки кадров, работающих в организациях-членах Партнерства, по вопросам, не входящим в официальные программы последипломной подготовки врачей, но которые крайне необходимы на практике.
      Например:
      • проведено 18 семинаров по неотложной помощи в амбулаторной стоматологии непосредственно в организациях с отработкой практических навыков;
      • разработаны методические материалы по неотложной помощи для врачей (атлас, стенд, руководство для врачей);
      • разработаны и внедрены в практику всех организаций требования и состав укладок лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания неотложной помощи;
      • внедрена система внутренней аттестации по владению теоретическими знаниями и практическими навыками оказания неотложной помощи;
      • проведено обучение всех врачей вопросам судебной стоматологии (с привлечением ведущих специалистов страны) с разбором наиболее типичных судебных случаев и врачебных ошибок;
      • проведены учебные семинары по вопросам рентгенодиагностики в стоматологии, правилам описания рентгеновских снимков, вопросам радиационной безопасности;
      • проведены учебные семинары по вопросам обращения лекарственных средств в стоматологии.

      Следует отметить, что все перечисленные учебные мероприятия обеспечиваются разработкой и внедрением соответствующих правил, порядков, регламентов и т.д., полностью соответствующих действующему законодательству
    • Разработаны и внедрены документы, обеспечивающие выполнение в стоматологической организации лицензионных требований по радиационной безопасности и требований, предъявляемых к размещению и эксплуатации рентгеновского оборудования.
    • С 01.01.2011 в полном объеме вступили в силу требования ФЗ «О персональных данных», которые крайне трудно выполнить в одной организации. Нами разработаны и внедрены в организации все необходимые документы (более 30), которые полностью соответствуют требованиям законодательства и могут быть предъявлены любым надзорным органам.
    • С момента образования Партнерства на непрерывной основе функционирует юридическая служба, которая осуществляет как устные, так и он-лайн консультации по всем юридическим вопросам для членов Партнерства.
    • Приведена в соответствие с требованиями вся первичная медицинская документация и проведено соответствующее обучение.

    Многое из того, чем живет наше Партнерство можно узнать на нашем официальном сайте npnso.com.

    Часто в самых разных кругах возникает закономерный вопрос: «В чём заключается выгода обязательного участия частных организаций в СРО и для самих частников, и для государства, и для пациента?» На данный вопрос целесообразно ответить следующим образом.

    Первое. Для частных медицинских структур выгода от участия в СРО заключается в следующем.

    Формирование системы защиты собственных профессиональных интересов, которая включает: наличие стандартов и правил профессиональной деятельности; механизмы досудебной защиты интересов производителя услуг (третейские суды, имущественная ответственность); квалифицированное юридическое обеспечение участников СРО с учётом специфики их деятельности; отбор и использование медицинских технологий только разрешённых к применению в установленном законодательством порядке.

    Обучение членов СРО по тем вопросам, которые им необходимы здесь и сейчас. В общем, СРО вполне может организовать гибкое и действительно непрерывное обучение медицинских кадров, т.е. то, чего не может предложить система последипломного образования. Представители частной медицины прекрасно понимают, что обучение один раз в 5 лет и профессиональная деградация - это одно и то же. Для них же формула «обучение - качество - прибыль» является очевидной. И это вполне нормально.

    Весьма значимы и недавно определённые действующим законодательством преференции для членов СРО при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.

    Возможность влияния через СРО на принятие государственными (муниципальными) органами тех или иных решений, касающихся субъектов данного вида профессиональной деятельности.

    Возможность оперативного получения необходимой нормативно-правой информации и комментариев к ней применительно к специфике профессиональной деятельности.

    Всё указанное выше непременно должно обеспечить повышение качества оказываемых услуг. А повышение качества в свою очередь всегда благоприятно влияет на бизнес.

    Второе. В чём выгода от СРО государству.

    Саморегулирование — это новый дополнительный инструмент проведения государственной политики в частном здравоохранении через обязательные для членов СРО стандарты и правила, которые при любых условиях должны соответствовать федеральным.

    В частном секторе через СРО формируются принципиально новые механизмы самоконтроля. И как бы подозрительно к самоконтролю не относились государственные органы, мировая практика показывает, что без самоконтроля никакие формы внешнего контроля не могут быть эффективны.

    И самое главное. Создание СРО это - не что иное, как дополнительные негосударственные инвестиции в качество медицинской помощи. Государство, не тратя ни одной государственной копейки, может очень быстро привлечь колоссальные ресурсы в разработку и реализацию стандартов; повышение квалификации кадров; формирование системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников частного здравоохранения.

    Это очевидные выгоды государству от развития СРО в сфере здравоохранения, на что и следует обратить самое серьёзное внимание.

    Третье. В чём же выгода от СРО пациенту.

    Пациент - главная фигура на рынке медицинских услуг. И главное, что ему должно и может дать саморегулирование, так это качественную услугу. Ведь именно за качество он и платит. Задача повышения качества, как известно, актуальна всегда и для всех. СРО же существенно способствуют её решению.

    В заключении хотелось бы отметить, что вопросов вокруг темы саморегулирования в здравоохранения возникает все больше и больше в самых разных кругах и эта тема становится все более актуальной. Причин здесь несколько и лицам, заинтересованным в развитии саморегулирования в других регионах, необходимо их учитывать:

    1. Во-первых, интерес к этой теме в медицинском сообществе (и не только в медицинском) однозначно усиливается. Доказательством этому является и всё большее число публикаций, и различные конференции, круглые столы, семинары с участием государственных и негосударственных органов и организаций, где рассматриваются вопросы саморегулирования.

    2. Во-вторых, в медицинском сообществе пока не сформировано единое мнение или мнение большинства в отношении того, в каком сегменте здравоохранения, когда и как целесообразно внедрять и развивать саморегулирование. Нет чёткого понимания и того, чем же всё-таки СРО отличаются от традиционных медицинских ассоциаций.

    3. В-третьих, органы управления здравоохранением всех уровней практически повсеместно никак не реагируют на тему развития саморегулирования. Это происходит по разным причинам, основной из которых является нежелание передачи своих полномочий. Кроме того, тема саморегулирования малопонятна для чиновников, а значит опасна.

    4. В-четвёртых, исполнительные и законодательные органы государственной власти в регионах также пока слабо представляют (а чаще всего вообще не представляют), что делать с таким явлением как саморегулирование применительно к системе оказания медицинской помощи.

    Как показал опыт нашей работы, наиболее предпочтительным сегментом для развития саморегулирования является частная система здравоохранения страны. Выполняя как и все медицинские организации, государственные задачи по охране здоровья граждан, данная система, тем не менее, имеет крайне мало системообразующих элементов.

    К наиболее значимым из них можно отнести только государственные процедуры лицензирования и лицензионного контроля, которых для обеспечения качества медицинской помогли в частном секторе абсолютно недостаточно. Сегодня очевидно, что после прохождения процедуры лицензирования, т.е. получения разрешения для выхода на рынок, мы практически ничего не знаем о частных стоматологических : рганизациях. Отсюда следует, что самым предпочтительным сегментом отечественной системы здравоохранения для развития саморегулирования являются частные медицинские организации, стоматологические в первую очередь. В этом заинтересованы или должны быть заинтересованы все (и сами частные организации, и надзорные органы, и пациенты) и это влечет за собой другие важные вопросы: «Как оптимизировать внедрение и развитие новых механизмов саморегулирования, предусмотренных законом о «О саморегулируемых организациях», в частной системе здравоохранения? Какова должна быть примерная этапность и последовательность действий? Или, может быть, вообще ничего не надо, а саморегулирование само пробьёт себе дорогу, так сказать, в инициативном порядке?».

    Ответы на эти вопросы необходимо искать на разных уровнях. Однако ожидать пока комплексные решения и ответы будет подготовлены и «спущены сверху» смысла нет. Уже сегодня многие аспекты можно практически и эффективно реализовывать, что убедительно доказал опыт нашей двухлетней работы.