Экономика и Менеджмент в Стоматологии | N 4 (21), 2006

<<< На главную страницу журнала
На главную страницу Экономика и Менеджент

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В.В.Садовский
Интеллектуальный капитал, как фактор прогресса в стоматологии

ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИ

АДАМЧИК Александр Владимирович

СМЕНА ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

В. В. Бойко
Разгосударствление и реорганизация в стоматологической клинике (аспекты менеджмента и психологии)

РЕФОРМЫ В СТОМАТОЛОГИИ

П. С. Юдин
Частная стоматология:
к репрофессионализации или реформации

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ

М.З. Каплан, А. Г. Троценко, В. Г. Бутова, М.В. Наваркин Маркетинг взаимоотношений

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

М.Ю. Орехова
Экономические аспекты образовательной программы при подготовке врача-стоматолога

Я УПРАВЛЯЮ

С.М. Луговая, К.Е. Жиряков
Значение Web-сайта в продвижении услуг стоматологической клиники Резюме заседания Клуба "Топ-менеджеров в медицинском бизнесе"

СТРАНИЧКА БУХУЧЁТА

К. В. Николаев
Российский аудит: методология и технология подтверждения бухгалтерской отчетности медицинской организации. Реформа аудита.

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ СтАР

Представляем клиники, получившие статус "Инновационного центра СтАР" МУЗ "Кировская стоматологическая поликлиника"
Стоматологическая клиника ООО "Маэстро", г. Ростов-на-Дону
"СТИМ-Центр", г. Ростов-на-Дону

ПРОФИЛАКТИКА В СТОМАТОЛОГИИ

Г. П. Силантьева, А.М-Б. Мальсагов
Медико-социальные аспекты профилактики стоматологических заболеваний в г. Урай ХМАО-Югра

ГЕРОНТОЛОГИЯ

Т.П. Рединова, С.В. Зинченко
Пораженность кариесом и заболеваниями пародонта лиц пожилого и старческого возраста г. Ижевска

ОХРАНА ТРУДА

Новые организационные решения проблемы совершенствования стоматологического обслуживания работников особо опасных производств

СТОМАТОЛОГИ СОРЕВНУЮТСЯ

ОБЪЯВЛЯЮТСЯ НОМИНАЦИИ ЧЕМПИОНАТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СтАР в 2007 г.
"Обезболивание и оказание неотложной помощи в стоматологии"
"Клиническая пародонтология"
"Федеральный Чемпионат зубных техников"
"Эндодонтическое мастерство"
"Отбеливание зубов"
"Дентальная имплантология"
"Лучший клинический случай"
"Профилактика стоматологических заболеваний"

ИНТЕРНЕТ И СТОМАТОЛОГИЯ

Ю.В.Кузовкова
"Золотой Крокодил-2007" - шоу должно продолжаться




Личность с обложки

АДАМЧИК
Александр
Владимирович


канд. мед. наук.
Главный внештатный стоматолог Министерства здравоохранения Республики Мордовия,
Президент Стоматологической Ассоциации Республики Мордовия,
Главный врач ГУЗ "Республиканская стоматологическая поликлиника"

- Александр Владимирович, как случилось так, что Вы решили стать врачом-стоматологом?

Это произошло в 1972 г. Я заканчивал 8-й класс и готовился к поступлению в Свердловское суворовское военное училище. Естественно, нужно было пройти медицинскую комиссию. Все шло без сучка и задоринки до тех пор, пока не попал в кабинет стоматолога. Не буду долго рассказывать о тех муках, которые пришлось мне испытать, но уже тогда я для себя твердо решил, что, получив среднее образование, обязательно пойду учиться на врача-стоматолога и сделаю все, чтобы мои пациенты не испытывали чувство страха, идя на прием к стоматологу.

- А как проходили Ваши студенческие годы?

В 1974 г. я поступил в Дагестанский государственный медицинский институт в г. Махачкале. Дагестан в переводе означает -Страна гор, а г. Махачкала - это жемчужина Каспия. Там добрый, гордый и гостеприимный народ. В институте обрел много друзей, с которыми встречаюсь и сейчас. Это были самые лучшие годы жизни: учеба, сессии, производственные практики, уборка винограда в совхозах, институтские фестивали "Студенческие весны", где, кстати, я принимал активное участие. В то время я играл на барабанах в нашем факультетском ансамбле под названием "Доминанта". Надолго запомнятся мне мои первые преподаватели - Чудинова Л.Ф., Чудинов А.П., деканы - Ад-жиев С.А., Шварц В.В. и наш уважаемый ректор М.М. Максудов.

Откровенно скажу, очень часто вспоминаю своих однокурсников и надеюсь, что в ближайшее время мы соберемся вместе.


Главный врач должен быть и сам специалистом

- А как Вы оказались в Мордовии?

В Мордовии я оказался неслучайно. Дело в том, что со мной училась моя будущая жена, а она родом из Республики Мордовия, молодой, с прогрес-Саранска. После окончания института на сивными взглядами, главный врач Респуб-распределении я попросил направить меня ликанской клинической больницы Аширов в Мордовию. Тогда за нами приехал пред- Р.З., который на сегодняшний день являет-ставитель Министерства здравоохранения ся Министром здравоохранения Республики Мордовия. Этот человек сыграл в моей жизни огромную роль, став примером профессионализма и интеллигентности.

- С чего началась Ваша профессиональная деятельность?

В 1979 г. я проходил интернатуру по хирургической стоматологии. Было огромное желание остаться в челюстно-лицевом стационаре, но по распределению Министерства здравоохранения был направлен на работу в Республиканскую стоматологическую поликлинику, в хирургическое отделение. У меня были великолепные наставники, зав. отделением Ротанова А.П., челюстно-лицевой хирург Кузнецова Т.А. Это люди, посвятившие себя служению стоматологии. Под их руководством делал первые шаги. Начиналось все с обычной операции удаления зуба, затем операции, направленные на сохранение зубов. Но этого оказалось мало. Много читал об операции имплантации. Хотелось на учиться и попробовать самому. И такой случай представился.


На отдыхе в Кисловодске с супругой Еленой

С внуком Александром-младшим будущим стоматологом

В 1990 г. я был приглашен СтАР на курс имплантологии, который проводила фирма "Park Dental Research Corp." под руководством ее президента J.Wimmer. Учеба произвела переворот в моем сознании. Я понял, что за имплантологией будущее. После этого было еще много конференций, конгрессов, но та первая запомнится надолго.

На сегодняшний день под чутким руководством МОНИКИ и лично профессора Пьянзина В.И., а также фирмы "Мегастом" под руководством докт. мед. наук профессора Лосева Ф.Ф., и д.м.н. Шарина А.Н. наша поликлиника успешно освоила имплантаты системы "Semados".

Встреча на выставке с партнёрами по бизнесу

- Расскажите о том, как Вы стали главным врачом столь крупного лечебного учреждения?

Начну, наверное, с того, что Республиканская стоматологическая поликлиника - это единственное место моей работы с 1979г. Как я уже говорил, начинал с рядового хирурга-стоматолога, затем был назначен на должность заведующего хирургическим отделением, потом заместителем главного врача по организационно-методической работе и с 1998 г. являюсь главным врачом ГУЗ "Республиканская стоматологическая поликлиника". Мне довелось поработать в то время, когда экономика нашей страны, да и республики пребывали не в лучшем состоянии. В этот период и по сегодняшний день хотелось искренне сказать спасибо Главе Республики Мордовия Николаю Ивановичу Меркушкину и Министру здравоохранения Рафаилу Закиевичу Аширову за то, что у нас хватило сил не только держаться на плаву, но развивать всю стоматологическую службу республики.


Встреча с однокурсниками в г. Москве

Зимние прогулки на снегоходе

Богатый улов, для которого потребовалось много выдержки и умения

Прогулки на любимой лошади по кличке Звездочка

- А как сейчас развивается стоматология республики?

Получив назначение главного врача, мне пришлось поехать в г. Москву на курсы усовершенствования руководителей стоматологических учреждений. Там преподали урок, созвучный с Вашим журналом, - экономика, маркетинг и менеджмент. Считаю, что это пошло мне на пользу, как молодому руководителю, теперь знаю точно, что все начинается с экономики, а именно с планирования, на что нужно сделать акценты, как правильно расставить приоритеты. И здесь опять не могу не вспомнить руководство республики во главе с Н.И.Меркушкиным и Министра здравоохранения Р. 3. Аширова. Вы сейчас можете меня упрекнуть в том, что я слишком часто хвалю свое руководство, поверьте, я говорю совершенно объективно и искренне. Вся стоматологическая общественность города и республики им благодарна за это. На сегодняшний день наша Республиканская стоматологическая поликлиника оснащена стоматологическими установками Сирона, Сирус, вакуумной литейной установкой фирмы "Вего", применяются новейшие методики лечения, протезирования зубов, а также как я уже говорил, широко применяются имплантаты системы "Semados".

- Это правда, что у Вас сложилась семейная династия стоматологов?

Да, это так. Оба моих сына Руслан и Алексей пошли по нашим с супругой стопам. Так, наверное, лучше. Мы им можем больше помочь в их становлении, развитии и постижении секретов мастерства. И надо заметить, они уже достигли определенных высот.

- Расскажите, пожалуйста, как Вы проводите свободное от работы время?

Сразу скажу о времени. Свободного времени у меня его очень мало, а вообще увлекаюсь охотой, рыбалкой. Каждый год с супругой выезжаем в Астраханскую область подальше от цивилизации. Это настоящая робинзонада. Ходим на катере, купаемся, ловим рыбу, варим уху. Всегда остаются самые яркие воспоминания.

Также люблю верховую езду. Держу пару лошадей. Из спортивных мероприятий больше благосклонен к техническим видам и мини-футболу. Иногда по вечерам играем с друзьями на бильярде.

- Александр Владимирович, последний вопрос. Как Вы считаете, что является залогом успеха современного руководителя?

На эту тему можно рассуждать долго. Помимо того, что руководитель должен быть порядочным человеком, он должен быть специалистом в той области, в которой руководит - знать основы экономики, маркетинга и менеджмента и точно определять приоритеты развития своей отрасли.




Страничка бухучёта

Российский аудит: методология и технология подтверждения бухгалтерской отчетности медицинской организации. Реформа аудита.

К.В. Николаев, Генеральный директор ЗАО "Стоматология Аудит", член Российской коллегии аудиторов

Аудит является достаточно молодой областью деятельности, начало которой в 1988г. положили образовавшиеся в перестроечной России совместные предприятия. Правовые основы аудита первоначально были сформулированы Указом президента РФ в декабре 1992г., который регулировал деятельность аудиторов целых девять лет. Начиная с сентября 2001г. вступил в действие Федеральный закон, регулирующий аудит (Федеральный закон от 17.08.2001г. №119-ФЗ).

Согласно положений федерального закона:

  • Аудиторская деятельность (или аудит) представляет из себя предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее по тексту организаций).
  • Аудиторская проверка не подменяет государственный контроль достоверности отчетности организации, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.
  • Аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации и аудиторы -индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

В организации работают как аттестованные аудиторы, так и просто работники, занимающие должность аудитора.

Согласно требований федерального закона "настоящим" аудитором признается аттестованный аудитор:

    - аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом (Минфин РФ), и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя.

Для получения квалификационного аттестата аудитора специалисту необходимо:

    1. Отвечать специальным требованиям: иметь профильное образование и опыт практической работы
    2. Пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности: сдать специальный двухэтапный письменный квалификационный экзамен.

Обязательными (специальными) требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности представляет из себя проверку квалификации физического лица, желающего заниматься аудиторской деятельностью.

Минфином РФ утверждено положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов. Согласно этого положения, аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в специальных учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр.

Учебно-методический центр для включения в государственный реестр должен отвечать следующим требованиям:

а) действует или создан в структуре образо вательного учреждения или с участием об разовательного учреждения и аккредито ванного профессионального аудиторского объединения;

б) образовательное учреждение имеет ли цензию на право осуществления образова тельной деятельности в сфере дополни тельного профессионального образования по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и (или) "Финансы и кре дит". Длительность обучения, предусмот ренная лицензией, должна быть не менее 200 часов;

в) учебно-методический центр имеет в шта те или привлекает преподавателей выс шей квалификации по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и (или) "Финансы и кредит", "Налоги и на логообложение", либо по кафедрам, чита ющим курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, налогообложению, финан сам и кредиту;

г) учебно-методический центр имеет необхо димую материально-техническую базу;

д) образовательное учреждение имеет трех летний опыт работы по подготовке (пере подготовке) или повышению квалифика ции кадров экономического профиля.

Письменный квалификационный экзамен сдается в два этапа, которые проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней).

Автор настоящего материала периодически привлекается Минфином РФ качестве официального наблюдателя за проведением квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности и отмечает, что это очень сложный экзамен.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используется Минфином РФ в процессе аттестации. Такая база данных для формирования экзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам и не менее 1000 вопросов тестов. Кроме этого, происходит регулярное обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов, учитывающее внесенные изменения и дополнения в законодательные и нормативные акты.

Для проведения тестирования формируются 20 вариантов тестов, каждый из которых содержит 50 вопросов (10 вопросов по каждому из пяти разделов Программы), для выполнения письменной работы по экзаменационным билетам - экзаменационные билеты в количестве 25 штук.

Экзаменационный билет состоит из двух частей: 5 вопросов по разделам Программы и одну практическую задачу по аудиту. Первый этап - тестирование проводится в течение 3 академических часов (в Москве тестирование проводится на базе Современного гуманитарного университета). Претенденты, прошедшие тестирование (результаты доводятся до сведения претендентов на следующий день) допускаются до второго этапа _ письменной работы (Письменная работа проводится в Финансовой академии при Правительстве РФ). Письменная работа проводится в течении двух дней (три вопроса в первый день и два вопроса, а также практическая задача - во второй). Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в течение 2 дней после их проведения.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, который не имеет ограничения срока действия. Получив такой документ, специалист достигает вершины аудиторской квалификации.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, в объеме не менее 40 академических часов. В противном случае аттестация аннулируется и для получения аттестата необходимо повторная сдача экзамена и тестирование.

Квалификационный аттестат аудитора также аннулируется в случае, если аудитор в течение двух календарных лет подряд не осуществляет аудиторскую деятельность.

Аудиторская организацией является коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты. Виды деятельности аудиторов возможно разделить на следующие группы: И аудиторские проверки отчетности (обязательные и инициативные; глобальные и локальные); И оказание сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не могут осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности (аудиторские проверки) и сопутствующих аудиту услуг.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (50 млн.руб.) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (20 млн.руб.);

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют пункту 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Большинство медицинских организаций не попадает под обязательную аудиторскую проверку.

В случае проведения обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Инициативный аудит проводится по инициативе собственника или руководства медицинской организации. Обычно это делается с целью получения информации о состоянии учета и отчетности организации от сторонних экспертов - аудиторов в случаях:

- продажи организации или частичной реализации акций (доли) в уставном капитале; - получения организацией заемных средств (в том числе банковских кредитов); - смене руководители и (или) главного бухгалтера; - принятия решения о продлении трудовых отношений с административно-управленческим персоналом (в том числе руководителем и главным бухгалтером).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемой организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

При осуществлении аудиторской проверки соблюдаются единые требования к осуществлению аудиторской деятельности, оформлению и оценки качества аудита, которые содержаться в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях (ЗАО "Стоматология Аудит", например, использует, помимо федеральных стандартов, аудиторские стандарты Российской коллегии аудиторов);
  • внутренние стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых организаций (за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности проверяемая организация должна устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой. Если аудиторской заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям (собственникам, налоговым органам, кредитным организациям и др.), то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены проверяемой организацией в установленном порядке.

Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности проверяемой организации, дающий полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, которое представляет из себя официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемой организации. Аудиторское заключение составляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности и содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности отчетности аудируемой организации и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Достоверность бухгалтерской отчетности выражается оценивается с точки зрения соответствия ее нормативным актам регулирующим бухгалтерский учет и отчетность во всех существенных отношениях. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности проверенной организации не может и не должно трактоваться ей и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение проверяемой организации таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности продолжить деятельности и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности выражает данное сомнение.

По результатам проведенного аудита аудиторская фирма выражает одно из следующих мнений (виды аудиторских заключений):

  • о достоверности отчетности (в форме безусловно положительного аудиторского заключения);
  • о достоверности отчетности (в форме условно положительного аудиторского заключения);
  • отрицательного мнения об отчетности (в форме отрицательного аудиторского заключения);
  • отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения об отчетности;
  • с выражением сомнения в возможности организации продолжить деятельность.

Аудиторское заключение состоит из трех частей:

  • вводная;
  • аналитическая
  • итоговая.

К аудиторскому заключению прикладывается бухгалтерская отчетность организации, в отношении которой проводился аудит.

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме. При получении общих сведений аудитор обязан учесть факторы, которые влияют на деятельность организации (понимание деятельности клиента; сводные данные заполняются в специальный формуляр; Приложение 1 к настоящему материалу).

Аналитическая часть аудиторского заключения

Аналитическая часть аудиторского заключения представляет собой собственно отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту (стоматологической организации) об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности проверенной организации, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

В аналитической части содержится наименование проверяемой организации и кому адресовано заключение (учредителю, исполнительному органу осуществляющему функцию управления экономическим субъектом), объект аудита.

В аналитическую часть включаются общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у проверяемой организации, для этого оценивается:

  • ответственность исполнительного органа фирмы за организацию и состояние внутреннего контроля;
  • цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;
  • общая оценка соответствия системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности организации.

После оценки производится описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности проверяемой организации.

Оценка системы внутреннего контроля предусматривает изучение структуры учетных подразделений проверяемой организации, должностных обязанностей сотрудников экономических и бухгалтерских служб, документооборот организации. Аудиторы анализируют содержание документов по инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и финансовых обязательств. Особое внимание уделяется сверкам, производимым с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками). Принимается во внимание наличие специалиста - юрисконсульта, который дает правовую оценку договорным отношениям и финансово-хозяйственным операциям, осуществляемым проверяемой организацией.

Проведение регулярных ревизий и проверок по отдельным участкам учета самой организаций означает наличие удовлетворительной системы внутреннего контроля аудируемой организации (отсутствие неотъемлемого риска), что в свою очередь позволяет аудиторам сделать вывод о низком риске средств контроля, а это, в свою очередь, уменьшает риск возможности необнаружения искажений и отклонений аудиторами.

В аналитическую часть заключения включены результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, в том числе: => общая оценка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности с описанием выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; => соответствие ряда совершенных проверяемой организацией финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам; => общая оценка соответствия, во всех существенных отношениях, совершенных проверяемой организацией финансово-хозяйственных операций применимому законодательству; => описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных проверяемой организацией финансово-хозяйственных операций применимому законодательству; => ответственность исполнительного органа проверяемой организации за несоблюдение применимого законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций.

Итоговые материалы аудиторской проверки включаются в аналитическую часть заключения. Перед проведением проверки аудиторы осуществляют процедуру планирования аудита. При планировании объема проводимого аудита исходят из того, что объем аудита подразумевает под собой выбор процедур, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, определяются аудиторами с учетом стандартов аудиторской деятельности. Помимо стандартов, аудиторами при определении объема аудита принимается во внимание федеральные законы, подзаконные акты, другие нормативные акты.

Аудиторские процедуры предусматривают выборочную проверку отражения в учете хозяйственных операций. Выборки осуществляется по всем участкам учета. На определение объема выборки (количества проверяемых операций) влияет оценка аудиторского риска, т.е. риска выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск складывается из тех составных частей:
  • неотъемлемый риск;
  • риск средств контроля;
  • риск необнаружения.

Пример оценки системы риска внутреннего контроля и оценки риска необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности приведен в Приложении 2.

Неотъемлемый риск означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

Оценка размера аудиторского риска влияет на размер выборки операций для проверки. Чем выше аудиторский риск, тем меньше размер аудиторской выборки. Размер аудиторской выборки как правило составляет 2-5 процентов от общего объема хозяйственных операций и определяется аудитором на основании результатов экспертизы, оценки аудиторского риска, профессионального опыта аудитора (экспертная оценка). Конкретные номера документов и операций, подлежащие проверке, определяются при помощи математического метода и опираются на генерацию случайных чисел. Перед проведением проверки в обязательном порядке определяется уровень существенности показателей и значений. Превышение этого уровня (порога) существенности означает, что искажения в отчетности таковы, что не позволяют подтвердить отчетность организации во всех существенных отношениях. Для расчета уровня существенности используют различные итоговые показатели организации. Перечень таких значений для расчета уровня существенности аудитор определяет самостоятельно. На практике, обычно, используются следующие годовые значения: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС, постоянные расходы (себестоимость продаж), общие расходы (полная себестоимость), итог актива (пассива) баланса /показатель валюты баланса/, обороты по отдельным счетам бухгалтерского учета. Для реализации расчета берутся значения в размере от 1 до 5 % от каждого показателя /определяется аудитором самостоятельно/ и определяется их среднее арифметическое значение. После чего производится корректировка показателя посредством округления этого значения (до ста, тысячи или десяти тысяч рублей) в большую сторону. Кроме этого, возможна экспертная корректировка уровня существенности - как правило, в сторону уменьшения.

При проведении аудита применяются процедуры, направленные на выявление существенных нарушений установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В приведенном примере совокупные отклонения и искажения, выявленные по результатам проведения аудиторских процедур, не могут превысить значение 189500 рублей. Превышение этого значение означает наличие существенных отклонений, которые влияют во всех существенных отношениях на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого медицинского учреждения. В случае, если превышение порога является значительным аудиторы увеличивают размер выборки и проводят дополнительные аудиторские процедуры по результатам которых будут делать выводы о возможности подтверждения отчетности аудируемой организации.

В процессе проведения аудиторской проверки задача аудиторов сформировать и задокументировать аудиторские доказательства, обосновывающие высказанное мнение. Для аудиторской проверки обычно применяются аудиторские доказательства по двум категориям:

  • внутренние, внешние, смешанные;
  • достоверные, достаточные.

Аудиторские доказательства оформляют в процессе реализации проверки в соответствии с планом (Приложение 3) и программой аудита. В рамках обязательной аудиторской проверки обязательно реализуются аудиторские процедуры по следующим направлениям: внеоборотные активы, оборотные активы, капиталы и резервы, расчеты, прибыли и убытки. Кроме этого, для получения дополнительных доказательств достоверности отчетности анализируется налоговый учет с целью получения уверенности правильности исчисления и уплаты налогов и платежей в бюджет (налоговый аудит).

Реализованные аудиторами процедуры позволяют подвести итоги, касающиеся состояния учета в проверяемой организации (соответствия методологии учета нормативным документам, правильности и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета и регистрах налогового учета и т.д.), правильности исчисления финансовых показателей деятельности, комплектности и полноты оформления первичных учетных документов, состояния внутреннего контроля организации. По результатам проведенных аудиторских процедур формируется полный комплект рабочей документации аудитора, которая в дальнейшем позволит оценить качество проведенного аудита, в том числе в случае наличия различного рода претензий и в случае контроля качества аудиторской проверки со стороны уполномоченного органа.

Одной из особенностей работы аудиторов во время проверки является то обстоятельство, что одним из стандартов регламентированы правила проведения аудита с использованием компьютеров. В случае, если у проверяемой организации учет ведется с использованием специализированного программного продукта, имеется возможность существенно увеличить производительность аудиторской работы за счет компьютерной обработки электронной базы хозяйственных операций проверяемой организации. Компьютерный анализ базы данных бухгалтерских записей по всем учитываемым хозяйственным операциям позволяет также существенно увеличить объемы проводимых аудиторских процедур, в том числе увеличить размеры проводимых выборок по участкам учета.

При проведении аудиторской проверки аудиторская организация вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита. В случае, если проверяемая организация не согласна с технологией проведения проверки аудиторы могут прекратить работу и оказаться от выражения мнения о достоверности отчетности. Кроме этого, аудиторы вправе не только работать с документами, но и проверять фактическое наличие любого имущества, учтенного в документации, а также получать у должностных лиц аудируемой организации разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

В случае непредоставления аудируемым лицом всех необходимых документов для проверки или выявления в ходе проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудитора, аудитор вправе отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой письменно выраженное мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой организации.

В итоговой части заключения указаны адресат заключения, наименование аудируемой организации, объект аудита, указание на нормативные акты, которым должна соответствовать бухгалтерская отчетность, распределение ответственности проверяемой организации и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности (ответственность за подготовку отчетности несет исполнительный орган проверяемой организации, а обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах отчетности на основе проведенного аудита).

В итоговой части заключения указывается нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит и изложены существенные обстоятельств, приведшие к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, а также оценку в стоимостном выражении (если это возможно) их влияния на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта. После этого, в заключении приводится мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно сопровождаться объяснением того, что понимается под достоверностью в соответствии с аудиторским стандартом.

В итоговой части аудиторского заключения проставляется дата его составления: итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности руководством проверяемой организации.

Прилагаемая к аудиторскому заключению отчетность должна быть идентифицирована - помечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим способом.

Если в результате аудита выявлены какие-либо существенные искажения бухгалтерской отчетности, то в прилагаемой к аудиторскому заключению бухгалтерской отчетности проверяемая организация должна устранить эти искажения, т.е. бухгалтерская отчетность должна быть составлена с учетом поправок, предложенных аудиторской фирмой. Если аудиторской заключение составляется после представления экономическим субъектом бухгалтерской отчетности пользователям (собственникам, налоговым органам, кредитным организациям и др.), то итоговая часть аудиторского заключения должна содержать перечень поправок, которые следует произвести в этой отчетности, для того чтобы она была признана достоверной. Учетные записи, отражающие такие поправки, должны быть произведены проверяемой организацией в установленном порядке.

Аудиторская фирма может использовать любой иной способ представления скорректированной бухгалтерской отчетности проверяемой организации, дающий полное и точное представление пользователям о поправках, необходимых в этой отчетности.

Для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг медицинским организациям аудитору необходимо обладать дополнительными знаниями по следующим направлениям:

  • знание особенностей бюджетного учета, так как большинство медицинских организаций имеют организационно-правовую форму учреждение (государственные и муниципальные учреждения здравоохранения);
  • знание особенностей налогообложения медицинской деятельности, в том числе налоговых льгот;
  • знание основ технологии специальности -технологии медицинского процесса (в том числе технологию оказания амбулаторных и стационарных медицинских услуг); технология деятельности влияет на практическую реализацию методов и способов учета;
  • знание основ законодательства о медицине и отдельных подзаконных актов, регулирующих медицинскую и стоматологическую деятельность (в том числе различных специальных стоматологических правил и нормативов);
  • представление о медицинской документации, в том числе той, которая влияет на отражение в учете первичных хозяйственных операций;
  • знание основ законодательства, регулирующего договорные отношения с пациентом, в том числе основы потребительского законодательства;
  • знание нормативных документов по обязательному и добровольному страхованию;
  • знание процессуальных основ разрешения конфликтов в судебном порядке и иметь практический процессуальный опыт.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

К сопутствующим аудиту услугам относятся:

    1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    2) налоговое консультирование;
    3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
    4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
    5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
    6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
    8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    9) проведение маркетинговых исследований;
    10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
    11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
    12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Медицинская организация часто стоит перед проблемой выбора квалифицированной организации или индивидуального аудитора для проведения аудита отчетности или получения сопутствующих аудиту услуг. При выборе аудитора, по мнению автора, необходимо учитывать следующие обстоятельства и особенности:

  • Необходимо выяснить, сколько лет организация занимается аудиторской деятельностью (лицензирование аудиторских фирм началось в 1993г., хотя годом рождения российского аудита считается 1988г.)
  • Наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности (после планируемого изменения федерального закона, регулирующего аудиторскую деятельность /с 01.07.2007г./ - быть членом одной из саморегулируемых аудиторских организаций, которая прошла регистрацию в специальном уполномоченном федеральном органе /Минфин РФ/ и быть включенным в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций)
  • Наличие в штате аудиторской фирмы аттестованных аудиторов; кроме этого желательно, чтобы аттестованные аудиторы участвовали при проведении аудита медицинской организации или оказании сопутствующих аудиту услуг.
  • Наличие аудиторов не только с экономическим и бухгалтерским, но и с юридическим образованием; наличие у аудиторов практического опыта работы в качестве бухгалтеров, экономистов, юрисконсультов.
  • Наличие опыта претензионной работы (в том числе участие в судебном процессе).
  • Членство аудиторской организации и аудиторов в аудиторской профессиональной общественной организации.
  • Проверить наличие страхования профессиональной ответственности аудиторской организации.
  • Получение положительной рекомендации об аудиторской фирме от коллег.
  • Выступление с докладами или участие в качестве слушателей аудиторов организации в профессиональных конференциях, форумах, практических семинарах.
  • Наличие публикаций в профессиональных периодических печатных изданиях; наличие монографий и методических пособий, разработанных аудиторами.
  • Наличие опыта преподавательской работы или проведение аудиторами профессиональных семинаров по обмену опытом или повышению квалификации.

В настоящее время в федеральном законодательном органе рассматривается несколько новых вариантов закона "Об аудиторской деятельности". Реформа отечественного аудита, предусмотренная этими проектами имеет несколько основных направлений /дата введения - 01.07.2007г./:

    1. Отмена лицензирования аудита. Предусматривает саморегулирование профессиональной деятельности общественными профессиональными организациями (объединениями, союзами).

    Саморегулируемая организация аудиторов обязана формировать компенсационный фонд для обеспечения профессиональной ответственности своих членов перед потребителями аудиторских услуг. Саморегулируемая организация аудиторов будет осуществлять аттестацию и сертификацию аудиторов и аудиторских фирм с целью допуска их до осуществления аудиторской деятельности. Кроме этого, саморегулируемая организация будет осуществлять необходимый внешний контроль за аудиторами на предмет соблюдения ими законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также деловой (профессиональной) этики. Саморегулируемая организации вправе применять меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и аудиторских организаций, сообщать в уполномоченный федеральный орган (Минфин РФ) о выявленных нарушениях. Федеральный уполномоченный орган устанавливает обязательные формы отчетности для саморегулируемой организации.

    С момента вступления новой редакции закона в действие лица не принятые в члены саморегулируемых организаций аудиторов не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.

    2. Введение обязательного членства аудиторов и аудиторских фирм в аудиторском профессиональном общественном объединении. Аудиторы и аудиторские фирмы должны быть членами одной из саморегулируемых профессиональных организаций и быть включены в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций. Взаимоотношения аудитора и аудиторской фирмы непосредственно с федеральным уполномоченным органом (Минфин РФ) сводится к минимуму. Все профессиональные и организационные вопросы будут решаться в диалоге с саморегулируемой профессиональной организацией.

    3. Изменение системы страхования аудиторской ответственности. Предусматривается новая обязательная система страхования профессиональной ответственности аудиторов. Кроме обязательного страхования, одним из условий договорных отношений с проверяемой организацией может быть условие о дополнительном страховании аудита и аудиторских услуг (дополнительная обязанность о возмещении причиненного вреда и ущерба аудируемому лицу или третьим лицам).

    4. Планируется вхождение российских аудиторов в систему международного аудита. Такая интеграция предусматривает прохождение всеми аудиторами специальной подготовки по международным аудиторским стандартам и сдача экзамена в одном из аттестованных международных аудиторских центров. После успешного прохождения такой аттестации российские аудиторы будут вправе заключать договорные отношения и оказывать аудиторские услуги лицам из любой страны мира, входящей в международную аудиторскую интеграцию.

Реформу аудита планируется провести в течение 2007-2009г.г.