Экономика и Менеджмент в Стоматологии | N 3 (20), 2006

На главную страницу Экономика и Менеджент

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В.В.Садовский
Информатика и конкуренция в стоматологии

ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИ

Галёса Сергей Александрович

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНГРЕССЫ

Ю.В. Кузовкова
Что готовит нам апрельский форум в Москве

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

Проф. А. В. Алимский
Взаимосвязь науки и практики стоматологии ФГУ "ЦНИИ Росздрава")

МОДЕЛИ УСПЕХА

В.В.Бойко, А.А.Кураскуа
Информационная презентация стоматологических услуг

Я УПРАВЛЯЮ

С.М. Луговая
Взаимосвязь между мотивацией, профессионализмом персонала и стилями управления
Резюме заседания "Клуба Топ-менеджеров в медицинском бизнесе"
Новости
Уважаемые руководители стоматологических клиник!

ОТНОШЕНИЕ К ПЕРЕМЕНАМ В РАБОТЕ

Кэти Джеймсон (перевод А. Олесова)
Проблемы внедрения изменений

ПОПРАВКИ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

К. В. Николаев
Налоговый контроль: в 2007 году изменены правила проведения проверок

ПЕРВИЧНЫЕ УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

К. В. Николаев, А.А. Красногородова
Контрольные и надзорные мероприятия в удаленных отделениях учреждений здравоохранения, не являющихся самостоятельными юридическими лицами

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

П. С. Юдин
Последипломное обучение: кто заплатит стоматологической клинике

САЙТ ВАШЕЙ КЛИНИКИ

А. Г. Троценко, М.З. Каплан, В. Г. Бутова
Технология разработки WEB-сайта стоматологической организации

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ СтАР

"Профидент-Кор", г. Королёв
МУЗ "Стоматологическая поликлиника № 2", г. Иваново
МЛПУЗ Стоматологическая поликлиника Первомайского района, г. Ростов-на-Дону
"Георгиевская стоматологическая поликлиника", г, Георгиевск, Ставропольский край

ГЕРОНТОЛОГИЯ

Проф. А.В. Алимский, О.А.Зуева
Принципы организации и оказания стоматологической помощи населению пожилого и старческого возраста врачем-стоматологом общей практики

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

А.Е. Олесов, Л.Н. Бежина, Е.Ю. Хавкина, В.Н. Олесова, Г.Л. Сорокоумов, А.Г. Мартиросов, А.О. Балкаров, Н.А. Павлова
Финансовые затраты при удовлетворении нуждаемости работников предприятий атомной промышленности в современном стоматологическом лечении на примере плутониевого производства)

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Объявляется номинация Чемпионата стоматологического мастерства России в 2007 г. "Лучшая работа по ортопедической стоматологии"
Объявляется номинация Чемпионата стоматологического мастерства России в 2007 г. "Лучшая работа по эстетической стоматологии"

1-й ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС (ПРОГРАММА)






Галёса Сергей Александрович

кандидат медицинских наук, главный стоматолог Хабаровского края, главный врач краевой стоматологической поликлиники, автор более 30 научных работ по вопросам организации и управления стоматологической помощью населению. Окончил стоматологический факультет Хабаровского государственного медицинского института в 1986 году. Работал в различных стоматологических ЛПУ Хабаровского края. Научные интересы - управление стоматологическими учреждениями в рыночных условиях. Женат, имеет двух сыновей, выбравших профессию отца.

Еще 3 апреля 2001 г. в своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба, однако программа государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи населению государству удается обеспечить лишь на 60-70 % от потребности. Решение проблем отечественного здравоохранения Президент РФ видел в совершенствовании законодательной базы и преодолении структурных диспропорций отрасли, отмечая при этом неэффективность использования ресурсов и отставание от ведущих стран мира в вопросах управления системой охраны здоровья населения.

Научно-технический прогресс в XXI веке, который изменил характер не только отраслей промышленного производства во всем мире, но и идеологию медицинской деятельности, внес определенные изменения в здравоохранение России. Кустарное врачевание, направленное на лечение индивида уступило место индустрии здоровья, располагающей не только значительным фондом медицинских учреждений различного назначения и высококвалифицированными кадрами, но и богатыми техническими возможностями поддержания, коррекции, регуляции состояния здоровья населения. В условиях индустриализации медицины все большую роль играет система управления.

О проблемах управления стоматологической помощью населению на региональном уровне ведем разговор с главным стоматологом Хабаровского края, кандидатом медицинских наук Сергеем Александровичем Галёса.

- Сергей Александрович, переход экономики России к рыночным отношениям завершается. Идет интенсивный поиск приемлемой модели отечественной системы стоматологической помощи населению, модели, которая в наивысшей степени была бы адекватной изменившимся общественным реалиям. Каким образом вписывается в изменившуюся социально-экономическую ситуацию Дальний Восток России?

- Развитие экономики России в последние годы ставит сложный комплекс проблем, который требует глубоких научных подходов и теоретически осмысленных и взвешенных решений. Одной из ключевых проблем здравоохранения при переходе к рынку является способность государства обеспечивать конституционное право личности на охрану здоровья и получения гарантированной медицинской помощи нужного объема и качества. Острота проблем формируется в связи с продолжающимся экономическим кризисом и значительным дефицитом государственного бюджета, нарастанием негативных тенденций в здоровье населения. В особом положении находятся малонаселенные территории Дальневосточного федерального округа (ДВФО), где применять общепринятые для России методики планирования и прогнозирования, а в конечном итоге и нормирования здравоохранения, особенно с точки зрения формирования структуры учреждений и ресурсного обеспечения технологий оказания медицинской помощи следует с определенной долей осторожности.

В связи с вышесказанным планирование и прогнозирование стоматологической помощи населению территорий ДВФО должно отвечать требованиям рынка медицинских услуг и складывающимся тенденций развития стоматологических учреждений. Поскольку в составе государственных стоматологических учреждений появляются хозрасчетные подразделения, формируется механизм скрытой аренды, закрытие стоматологических кабинетов на предприятиях и в школах, кроме того, на Дальнем Востоке, как и во всей России активно развивается альтернативный (частный) сектор стоматологических услуг.


В Японии

- Территории Дальнего Востока относятся к зоне экономической депрессии, что отрицательно сказывается на качестве и доступности стоматологической помощи населению отдаленных и северных районов региона. Каким образом Вы решаете проблемы по обеспечению доступной и качественной стоматологической помощью население региона?

Мы живем во время парадоксов: с одной стороны, Дальний Восток занимает более 44 % территории российского государства, плотность населения на 1 км2 около 1 человека; за последние 10 лет население региона уменьшилось более чем на 1,5 млн., увеличилось число пожилых людей и резко уменьшилось число детей, продолжается спад промышленного производства, нарушаются транспортные связи, увеличилось число лиц, живущих за чертой бедности, т.е. это депрессивный регион. С другой стороны, Дальний Восток - это кладовая мира, он обладает огромными запасами углеводородного сырья, полиметаллов, кроме того здесь сконцентрированы значительные запасы древесины, морских ресурсов и т.п. И если в обозримом временном промежутке появятся тенденции роста экономики, то без трудовых ресурсов ничего нельзя будет сделать. Поэтому перед учреждениями здравоохранения стояла всегда и стоит сегодня задача сохранения здоровья трудового потенциала региона.


С женой в Пекине

С одной стороны, мы обладаем уникальными технологиями сохранения стоматологического здоровья и готовы предоставить медицинские услуги не только жителям Хабаровского края, но и других территорий ДВФО. С другой стороны все наши усилия в последние годы разбиваются о банальный рост тарифов на транспортные услуги авиаторов, поскольку из отдаленных северных районов Дальнего Востока (Камчатка, Саха-Якутия, Магаданская область, Чукотский и Корякский округа) в Хабаровск можно добраться только на самолете. Администрации этих районов не в состоянии погасить транспортные расходы нуждающихся в стоматологической помощи в наших ЛПУ пациентов (довольно часто пролет в оба конца составляет от 10 до 20 тыс руб.). Многие стоматологические проблемы населения территорий ДВФО, в том числе и проблемы обеспечения доступности видов и объемов стоматологической помощи, могли бы быть решены за счет реализации соответствующего раздела Национального проекта в здравоохранении.


Китай меня всегда вдохновляет

- Изменения в инфраструктуре стоматологической службы в последние годы в России связаны с развитием рыночных механизмов и платных стоматологических услуг. А что происходит на Дальнем Востоке России?

Еще 10 лет назад мы отмечали, что стоматология одной из первых стала стремительно входить в условия рыночных отношений, занимая при этом одно из ведущих мест в структуре предпринимательского сектора медицины. Переход к рыночным отношениям повлек за собой появление в регионе предприятий и организаций с разными формами собственности, являющихся альтернативой государственному сектору стоматологии. Население получило возможность свободного выбора стоматолога, лечебного учреждения, формы оплаты лечебно-профилактических мероприятий. Платная стоматологическая помощь благоприятно воспринимается значительной частью населения. Этот вид предпринимательской деятельности успешно развивается и конкурирует с государственным сектором стоматологии региона. Следует учитывать, что большая часть услуг, оказываемых в данных учреждениях, особенно элитных, не входит в базовую программу ОМС, объемы которой по стоматологическому разделу имеют устойчивую тенденцию к ежегодному сокращению и в большинстве случаев не обоснованы.


С сыновьями

Сегодня в регионе разрабатываются методические подходы к определению реальных объемов потребления стоматологических услуг населением и сопоставление их с имеющимися финансовыми ресурсами потребителей, что, по нашему мнению, может способствовать объективизации формирования Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной стоматологической помощью.

Начавшийся в начале 90-х годов процесс демонтажа государственно-монополистических структур и административно-командного стиля управления в региональном здравоохранении, введенных ранее в экономический механизм и во многом исказивших самую суть понятия "общественные потребности", не должен означать полной, никем неконтролируемой децентрализации и отказа от государственного регулирования рынка медицинских услуг, в том числе и стоматологической помощи населению. В обозримом будущем необходимо создание гибкой системы государственного влияния на два противоречивых начала - план и рынок.


На охоте в Усурийской тайге. Это там где тигры ...

Анализ существующих стоматологических учреждений в ДВФО позволяет сделать вывод о наличии 3 типов организации: самостоятельные стоматологические поликлиники (более 10 вариантов организации), стоматологические отделения в составе разных ЛПУ и стоматологические кабинеты как отдельные, так и в составе ЛПУ и других учреждений. С точки зрения собственности все 3 типа организации стоматологических учреждений входят в государственную стоматологическую сеть ЛПУ. В альтернативном (частном) секторе чаще всего встречается стоматологический кабинет, зуботех-ническая лаборатория. В ближайшем будущем предстоит большая работа по формированию структурно-организационного стандарта стоматологического учреждения модульного типа с выполнением требований стандартов зданий и сооружений, оборудования, организационных и медицинских технологий, отвечающих требованиям сегодняшнего дня в виде конкуренции между государственным и частным сектором и потребностям рынка стоматологических услуг.

В настоящее время процесс реструктуризации стоматологических ЛПУ сдерживается несовершенством законодательной и распорядительной базы отрасли здравоохранения, отсутствием унифицированных экономических, финансовых и социальных подходов. Существенным недостатком рынка стоматологической помощи населению региона является его монопольная ориентированность на попытку сохранения традиционной так называемой "бесплатной" стоматологической помощи, несмотря на радикальные изменения в экономике и отсутствие средств на бездефицитное обеспечение территориальных программ государственных гарантий населению по оказанию бесплатной медицинской помощи. Главным вопросом для успешного социального прогнозирования и управления стоматологической помощью на региональном уровне является знание конкретной потребности населения и необходимых для ее обеспечения ресурсов с учетом региональных особенностей (развития экономики и социальной сферы, плотности расселения, транспортных связей, наличной сети стоматологических ЛПУ и т.п.). Формирование социальных норм и нормативов в стоматологии должно отвечать требованиям рынка, а при планировании стоматологической помощи населению необходимо использовать методологию социального прогнозирования, заключающейся в использовании механизмов поискового (технологического) и нормативного (по заранее заданным критериям) прогнозирования. Использование методологии социального прогнозирования в стоматологии, позволит с достаточной долей достоверности сформировать комплексные (материальные, кадровые, финансовые) нормативные критерии стоматологической службы субъекта РФ, исходя из конкретных социально-экономических условий территории.


На Японском море

В предлагаемой нами новой модели управления, планирования и финансирования стоматологических учреждений (региональных, территориальных, муниципальных) нормативы не должны носить директивный характер, а использоваться в качестве научных ориентиров, с помощью которых органы управления составят маркетинговый проект обеспечения населения конкретной территории необходимыми видами и объемами стоматологической помощи. Что будет более целесообразно, социально и экономически оправдано для реализации именно на данной конкретной территории ДВФО. Очевидно, что именно рынок с его гибкой системой оплаты труда и экономической заинтересованностью работников позволит перейти к системе нормирования и стимулирования труда по таким приоритетным направлениям и критериям, которые обеспечивали бы гарантированный уровень удовлетворенности потребностей населения в различных видах и объемах стоматологических услуг.

- Как Вы относитесь к тому, что все больше и боль -ше объемов стоматологической помощи населению Дальнего Востока выполняется стоматологическими ЛПУ негосударственного сектора?

- В течение последних 5 лет мы осуществляем мониторинг коммерческого сектора в стоматологии ре-шона. Анализ этих ЛПУ позволил разделить их следующим образом: микроучреждения - численность работающего персонала до 6, малые - число работающих от 6 до 15, средние - от 16 до 30 и крупные - свыше 31. Полученные данные за 2002-2006 гг. свидетельствуют о том, что среди всех негосударственных стоматологических учреждений региона превалируют микроучреждения (60,5%). В последние 5 лет в регионе сформировалась устойчивая тенденция оттока части персонала из муниципальных ЛПУ стоматологического профиля в ЛПУ коммерческого сектора. Государственные ЛПУ покинули 14,35% врачей-стоматологов, 1,88% зубных врачей и 10,38% зубных техников.

По данным наших исследований последних лет, которые посвящены мотивациям поведения пациентов на рынке стоматологических услуг, более 98% респондентов понимали необходимость обращения к стоматологу, независимо от собственного отношения к лечению. В этой связи нами проведен анализ предпочтений на рынке стоматологических услуг в дальневосточном регионе. В муниципальных ЛПУ предпочитают получать помощь 72,2 % респондентов, в частных стоматологических кабинетах - 27,8 %. Существует четкая зависимость между социальным статусом и желательным местом получения стоматологической услуги. Так, 78,1 % рабочих, 91,3 % пенсионеров, 75,7 % безработных предпочитают обращаться в муниципальные стоматологические ЛПУ, а больше половины предпринимателей (56,8 %) и сотрудников коммерческих организаций (50,2 %) - в частные кабинеты и ЛПУ. Причем пациенты отдают предпочтение коммерческому сектору в стоматологии по следующим причинам:

  • Использование современных материалов и медикаментов (91,7%).
  • Более высокая вероятность безопасности услуги для здоровья (56,8 %).
  • Высокий уровень комфорта обслуживания (49,7 %).
  • Применение современных технологий (39,7%).

    - В каком же направлении движется стоматологическая служба Дальнего Востока России?

    - Я полагаю, что это поступательное движение вперед. Если еще несколько лет назад в регионе работал всего один стоматологический факультет, сегодня их 3 (Хабаровск, Владивосток и Якутск). Все чаще стал подниматься вопрос о подготовке врача-стоматолога общей практики, гигиениста стоматологического, создания кафедр семейной стоматологии и пр. Проведенный нами анализ функционирования службы стоматологической помощи населению стал основой для разработки стратегии изменений на среднесрочную и отдаленную перспективу. Для преодоления груза проблем нами была разработана концепция основных направлений охраны стоматологического здоровья населения Хабаровского края, как типичного для Дальнего Востока России региона. В основу концепции было положено реформирование стоматологической помощи населению региона, как системы эффективных медико-экономических отношений.

    Особенностью этого стратегического направления является системный подход: в результате преобразований в стоматологической службе региона должна появиться система экономических отношений, складывающаяся из 3 основных звеньев: формирование финансовых ресурсов службы стоматологии на уровне региона и муниципального образования, разработки новых форм оплаты стоматологических услуг и создание системы управления ресурсами службы стоматологии региона.

    Сегодня мы являемся свидетелями значительного роста числа негосударственных учреждений стоматологического профиля в регионе. В них производятся все большие и большие объемы производства стоматологической помощи, хотя, по нашему мнению, рынок стоматологических услуг населению региона далек от насыщения. В 2002-2006 гг. объем производства негосударственного сектора составил чуть более 17 %, всего объема стоматологических услуг региона.

    На основании системного анализа нами разработаны 3 прогностических сценария развития службы стоматологической помощи населению региона до 2020 г. Причем наиболее вероятным путем развития будет постепенное укрепление и развитие обеих секторов стоматологии - государственного и частного. При этом вероятная доля государственного сектора через 10-15 лет составит менее 60 %, а частного - более 40 %. Тем не менее, при любом сценарии развития стоматологии Хабаровского края уже сегодня не вызывает сомнения тот факт, что в ближайшем будущем органам исполнительной власти муниципального уровня придется размещать часть муниципального заказа в учреждениях негосударственного сектора.

    Разработанная нами стратегия реформирования стоматологической службы региона включает в себя перспективную модель стоматологической помощи в виде 3 составляющих - структурной (основные производственные фонды и ресурсы: кадровые, материально-технические и финансовые), процессуальной (организационные и стоматологические технологии), результирующей (медицинская, социальная и экономическая).

    В основу базовой модели стоматологической службы региона нами было положено 5 ведущих принципов, которые позволяют унифицировать организацию производства стоматологических услуг в регионе.

    1. Организация производства стоматологических услуг осуществляется в рамках регламента действующих единых организационных и технологических стандартов.

    2. Каждое технологическое звено имеет свои функции, ограниченные функциональным предназначением и экономической целесообразностью.

    3. Основой региональной базовой модели производства стоматологических услуг является модульный тип построения, начиная от модуля врача-стоматолога общей практики, кончая модулем специализированной помощи.

    4. Информация о состоянии стоматологического здоровья семьи и конкретного жителя того или иного муниципального образования аккумулируется на базах данных врача-стоматолога общей практики или ЛПУ первого уровня.

    5. На каждом уровне базовой модели разрабатывается, обновляется и мониторируется четкий регламент (стандартизация) планирования видов и объемов производства стоматологических услуг.

    - Что же станет основой реформирования стоматологической помощи населению столь своеобразного и отдаленного региона?

    - Основой для реформирования стоматологической помощи населению Дальнего Востока России должны стать децентрализация управления, стратегия подготовки врача-стоматолога общей практики и разработка структурно-организационного стандарта первичной медико-санитарной помощи в стоматологии в виде создания стационарного (например, на базе сельской врачебной амбулатории) и передвижного (например, на базе железнодорожного вагона, плавсредства) стоматологического модуля, как рабочего места для врача-стоматолога общей практики.

    Нами использована нисходящая методика разработки стоматологических модулей их параметров и взаимодействий. Мы пошли по пути поэтапной (послойной) разработки модулей и в настоящее время наиболее полно сформирована и проработана система взаимоотношений как по горизонтали, так и по вертикали модуля врача-стоматолога общей практики.

    Базовый модуль врача-стоматолога общей практики включает в себя 3 компонента: структурный, процессуальный и результирующий. Структурный компонент базового модуля можно использовать как в государственных, так и в коммерческих ЛПУ. Он представляется в виде 6 основных производственных зон: регистратура, стоматологические кабинеты, рентгеновский кабинет (визиограф), хозяйственный блок, помещение для ожидания, кабинет врача (руководителя) и др.

    Процессуальный компонент базового модуля предполагает выполнение стандартов организационных технологий (работу в две смены, четыре руки, одновременно на 3 креслах и т.п.) и выполнение стандартов (протоколов) стоматологических технологий.

    Результирующий компонент базового модуля формируется из 3 групп результатов: медицинских, социальных и экономических. На втором уровне стоматологической помощи населению региона остаются функционирующие многие годы муниципальные стоматологические поликлиники. А головным учреждением стоматологической службы субъекта РФ Дальнего Востока (третий уровень) должен стать Региональный консультативно-диагностический центр как самостоятельный комплекс научных, образовательных, диагностических и лечебных подразделений, разрабатывающий и определяющий стратегию развития стоматологии региона, решающий организационно-методические и практические задачи охраны стоматологического здоровья.

    Безусловно, что основными задачами центра является производство высокотехнологичных видов стоматологических услуг. Будучи региональной базой научных школ и передовых технологий диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний на Дальнем Востоке, он станет центром стандартизации и подготовки кадров для стоматологии будущего.

    Кроме функций производства стоматологических услуг Региональный консультативно-диагностический центр стоматологии, по нашему мнению, должен взять на себя определенные функции управления. В основе идеологии управления краевым (региональным) консультативно-диагностическим центром лежит внутрисистемный медицинский аудит и функционально-стоимостный анализ, основанный на постоянном комплексном технико-экономическом анализе производства стоматологических услуг с целью достижения максимальных результатов при минимальных затратах.

    Продолжающийся процесс демонтажа государственно - монополистических структур и административно-командного стиля управления в региональном здравоохранении не должен означать полной, никем неконтролируемой децентрализации и полного отказа от регулирования рынка стоматологических услуг. В связи с тем, что стоматологическая служба региона - система открытая, то идеология менеджмента должна исповедовать функцию системного анализа и стратегического планирования всех уровней производства стоматологических услуг в регионе и взаимоотношений с внешней средой.

    Вполне естественно, что часть функций управления региональной стоматологией будет осуществляться через структурные подразделения регионального центра. В первую очередь через коррекцию неизбежных перекосов перепроизводства или недопроизводства стоматологических услуг в условиях реализации Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, а также реализации рыночных механизмов спроса, потребления и конкуренции. Кроме того, неизбежно решение проблем координации между стоматологическими ЛПУ различных форм собственности.






    Поправки в налоговый Кодекс

    Налоговый контроль: в 2007 году изменены правила проведения проверок

    К.В. Николаев,
    генеральный директор ЗАО "Стоматология Аудит",
    член Российской коллегии аудиторов
    Ничто не совершенно во всех отношениях.
    Гораций

    С нового года начали действовать многочисленные поправки в часть первую Налогового Кодекса РФ (НК РФ). В кодекс включено 5 новых статей, 21 статья изложена в принципиально новой редакции и кроме этого в разные статьи внесено почти 500 поправок.

    Изменения касаются и налогового контроля. "Правила игры" в проверку значительно изменились, и в 2007 г. начнется апробация этих новых правил. Практика покажет, как новые параметры проверки будут реализовываться.

    Как и раньше налоговый контроль проводят исключительно представители налоговых органов, права и обязанности которых зафиксированы в ст. 31-33 НК РФ. Технологию налогового контроля регулирует глава 14 НК РФ. Проверку правильности исчисления налогов и сборов проверяют исключительно налоговые инспекторы: другие контролирующие ведомства в случае необходимости, по их мнению, налоговой проверки организации не могут провести её без официального привлечения специалистов налоговой службы (во всяком случае, выводы о правильности или неправильности начисления и уплаты налогов - компетенция налоговых органов). Контрольные и надзорные структуры в случае обнаружения, по их мнению, налоговых правонарушений могут предоставить информацию и материалы проверки в налоговый орган.

    Налоговые проверки делятся на камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК_РФ).

    Камеральная проверка теоретически предусматривает проверку правильности составления налоговой декларации по месту нахождения налогового органа (без истребования у организации первичных документов и учетных регистров), в том числе правильность выполненных в ней арифметических расчетов. Однако на практике инспекторы часто используют те законодательные положения о правилах проведения камеральных проверок, которые изложены не в пользу организации. В частности до 2007 г.:

  • камеральные проверки проводятся по любому налогу (в сроки в пределах 3 месяцев с дня предоставления налоговой декларации либо иного документа об исчислении налога, а также документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов);
  • количество таких проверок в год может быть равно количеству налоговых периодов умноженных на количество видов налогов, уплачиваемых организацией;
  • для проведения проверки не требуется специального решения (постановления) руководителя или заместителя руководителя налогового органа (решение принимается самим инспектором);
  • сроки проведения такой проверки не ограничены законодательно (тезис о том, что проверка проводится в течение 3 месяцев на практике не работает, так как инспектор имеет право запросить любое количество документов /в том числе несколько раз/ и срок проверки - 3 месяца, до предоставления всех необходимых документов не начинает истекать);
  • при проведении проверки инспектор имеет право истребовать у организации любые дополнительные сведения и объяснения по проверяемому налогу, а также документы, которые, по его мнению, имеют отношение к проверяемому налогу (такие запросы о предоставлении сведений и объяснений возможно делать неоднократно).

    Используя такие "размытые" и неконкретные правила, налоговики часто превращали камеральную проверку по сути в выездную проверку, не ограниченную по времени. Бороться с таким приемом было весьма сложно из-за несовершенства законодательства.

    С 01 января 2007 г. вступает в действие новая редакция ст.88 НК РФ (изменения, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), согласно которой:

  • при проведении камеральной проверки инспектор не вправе требовать документы (в том числе первичные) для подтверждения численных значений, указанных в налоговой декларации; исключение составляет случай, когда организация использует налоговую льготу - если налогоплательщик использует льготу, то он по требованию налоговой инспекции обязан представить их обоснование - документы; первичные документы необходимо представлять в случае возмещения НДС (это касается экспортеров и не имеет отношение к медицинским учреждениям); документы представляются по требованию налоговых органов в случае проверки исчисления налогов, связанных с природопользованием (не имеет отношение к медицинским учреждениям).
  • фактически начинает работать срок продолжительности проведения камеральной проверки - 3 месяца (после сдачи декларации и предоставления необходимых документов);
  • в случае выявления камеральной налоговой проверкой ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями и документами, предоставленными организацией налогоплательщик получает сообщение с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок; такая информация будет свидетельствовать об окончании проведения камеральной проверки;
  • при получении требования налогового органа налогоплательщик вправе, либо внести соответствующие исправления, либо представить пояснения и документы (в том числе первичные, выписки из регистров учета), подтверждающие правильность внесения данных в налоговую декларацию; ответ налоговой инспекции дается в течение пяти дней; ? инспектор обязан рассмотреть предоставленные организацией пояснения и документы; в случае отсутствия пояснений или если пояснения не опровергнут, по мнению инспектора, факт совершения налогового правонарушения - составляется акт проверки.

    Камеральные проверки, начатые до 01.01.2007 г., проводятся по "старым" правилам - в течение первого полугодия 2007 г. такие проверки еще возможны.



    Выездная налоговая проверка до 2007 г. имела более конкретные временные параметры. Продолжительность проверки не может превысить двух месяцев, в исключительных случаях трех месяцев (без учета времени приостановки проверки). В случае, если у организации есть филиалы или представительства, сроки проверки могут быть увеличены из расчета один месяц на каждый филиал или представительство. В сроки проверки включается фактическое нахождение проверяющих на территории проверяемой организации, поэтому организации, имеющие исключительно юридической адрес и не имеющие нежилое помещения на праве собственности или аренды, находятся в невыигрышном положении: формально проверка их деятельности не ограничена сроками, так как инспекторы при проверке не находятся на территории налогоплательщика. Кроме этого, проверяющие могут приходить в организацию на один день в неделю или в месяц (что случается на практике), и тогда проверка затягивается на значительное время.

    Выездная налоговая проверка проводится на основании письменного решения руководителя (заместителя) налоговой инспекции, которое должно быть доведено до сведения руководителя проверяемой организации. Практика свидетельствует о том, что о проверке организацию предупреждают заблаговременно. В первую очередь это происходит потому, что начинать проверку организации запрещается при отсутствии руководителя или полномочного представителя фирмы.

    Выездная налоговая проверка проводится за три года (или за меньший срок), предшествующих году проверки. Запрещается второй раз проверять налоги, за период, по которому проверка уже проводилась. Исключение составляют случаи повторного контроля фирмы вышестоящим налоговым органом в рамках проверки качества работы нижестоящих налоговых инспекций и в случае реорганизации или ликвидации фирмы. Запрещается проводить более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам в течение года.

    С 01 января 2007г. вступает в действие новая редакция ст.89 НК РФ (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), согласно которой:

  • выездная проверка может осуществляться как на территории налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа (в последнем случае налогоплательщик предоставляет документы в налоговую инспекцию);
  • в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (из новой формулировки статьи вытекает, что нельзя проверять незаконченный налоговый период);
  • как и ранее налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период; новым является то условие, что налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (исключение: случай принятия специального решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения);
  • выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев; срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев; при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц;
  • срок проверки исчисляется с момента вручения организации решения о проведении проверки;
  • возможно проведение повторной налоговой проверки в случае сдачи налоговой декларации за проверенный ранее период, при условии, что в уточненной декларации указана меньшая сумма налога, чем ранее заявленная; в рамках такой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (период может охватывать не только последние три года, предшествующие текущему);
  • в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

    Изменились сроки предоставления документов для проведения налоговой проверки. Документы предоставляются в течение 10 рабочих дней (раньше этот срок составлял 5 календарных дней). Срок может быть продлен по просьбе организации, но это делается по решению налогового органа. Для этого организация в течение дня после получения требования о представлении документов должна обратиться письменно в налоговый орган. Ранее продление сроков представления документов для проверки сверх установленных кодексом не предусматривалось.

    Кроме этого изменился порядок исчисления сроков в днях, в частности: срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях, т.е. если при указании в налоговом кодексе срок указан просто в днях - это означает рабочие дни.

    Как и раньше налогоплательщик может представить документы для проверки в виде заверенных копий. В новой редакции статьи 93 НК РФ говориться о том, что эти копии не требуют нотариального заверения. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Новая редакция также предусматривает право налоговиков в случае необходимости ознакомиться с оригиналами документов (ранее такая возможность у налогового инспектора была в случае реализации процедуры изъятия документов).

    У налогового органа появилось новое право получать документы и информацию о проверяемой организации у её партнеров по хозяйственной деятельности. Это может делаться как на этапе проведения проверки, так и на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки. Информация и документы могут быт получены и вне рамок проведения проверки, если возникает обоснованная необходимость в этом. О какой необходимости идет речь и какими критериями эта необходимость характеризуется, покажет практика применения этого нового положения. Каждая организация должна быть готова к тому, что вне рамок проверки у неё могут быть запрошены документы и информация относительно конкретной сделки. Истребование документов оформляется в письменном виде: налогоплательщик получает письменное поручение установленной формы об истребовании документов. Из поручения ясно, не только какие документы следует предоставить, но и при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость получения этих документов. Для исполнения поручения у организации есть 5 рабочих дней или сообщить в этот срок о том, что организация не располагает истребуемыми документами или информацией. Срок представления запрошенных документов и информации может быть продлен налоговым органом. Отказ представления документов или нарушение сроков представления влекут за собой штрафные санкции в размере 1000 рублей (однократное нарушение) или 5000 рублей (повторное в течение календарного года нарушение).

    После получения акта у налогоплательщика остается право написать возражения, которые будут рассмотрены в его присутствии. Новым является то обстоятельство, что даже в случае не представления возражений налогоплательщиком по акту проверки его все равно должны пригласить на рассмотрение материалов проверки. Если это условие будет нарушено, то вынесенное решение возможно обжаловать не только по сути, но и по формальным основаниям: основанием для отмены решения может служить не соблюдение процедуры решения (прямое указание в законе).

    Решение налогового органа по результатам проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу не в день вручения организации (как это было раньше), а по истечении 10 дней со дня вручения.

    В налоговых правоотношениях появился новый институт ведения внесудебной претензионной работы - апелляционная жалоба в вышестоящую организацию. В случае подачи апелляционной жалобы решение не вступает в силу до момента рассмотрения апелляции. Апелляционную жалобу организация вправе подать в течение 10 дней с момента получения решения.

    Апелляционное обжалование решений налоговой службы, еще не вступивших в силу, - новый институт налогового права. Апелляционную жалобу налогоплательщик подает в налоговый орган, который вынес, по его мнению, несправедливое решение. В течение 3 дней после этого инспекция обязана направить материала апелляции в вышестоящую налоговую инспекцию. Рассмотрение жалобы по существу происходит в вышестоящем налоговом органе.

    Использование апелляционной инстанции как инструмента претензионной работы до 2009 г. является добровольным (на усмотрение налогоплательщика) и не является препятствием для организации сразу обратиться в суд для обжалования решения. После 01 января 2009 г. обжалование решения налогового органа в судебном порядке возможно только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе в апелляционном порядке.