На список журналов

Журнал "КАФЕДРА" | ТОМ 7, №4, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

В КАЖДОМ НОМЕРЕ

ИНТЕРВЬЮ Признанию - быть!
Интервью с Г.М.Барером

100 ЛИЦ Человек, которому верили.
К 80-летию Х.А.Каламкарова
(Софья Каламкарова)

ПЕРСОНА 0 жизни науки и науке жизни.
А.И.Неробеев (Наталия Михайловская)

НАУКА

Сравнительная характеристика различных мер профилактики краевой проницаемости пломб
(Елена Те, Юлия Гутова)

Состояние микробиоценоза слизистой оболочки полости рта при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите
(Гарри Барер, Виктор Ионов)

Экспериментальное лечение электротравмы слизистой оболочки полости рта с применением аутологичного эпидермального трансплантата
(Гарри Барер, Олег Зайратьянц, Андрей Васильев, Наталья Самосадова)

Хронический пародонтит у больных геликобактерным гастритом: новые аспекты патогенеза в рамках нарушения клеточного обновления эпителиоцитов десны и желудка и изменений диффузной эндокринной системы пищеварительного тракта
(Наталия Булкина, Юлия Осипова, Адель Рахматуллина, Михаил Осадчук)

Сравнительная оценка показателей гемодинамики пульпы при функциональных нагрузках при нормальном пародонте и пародонтите легкой степени
(Татьяна Троицкая, Елена Иванова, Нина Логинова)

Лечебный эффект инфракрасного излучения у пациентов с несъемными ортодонтическими конструкциями, страдающих хроническим гингивитом
(Екатерина Прохорова, Юлия Гиоева, Татьяна Климова, Анна Русанова, Александр Воложин)

ПРОФЕССИОНАЛАМ

Круглый стол компании Colgate-Palmolive: "Инновационный подход к разработке модельного ряда зубных щеток "Colgate 360° - СУПЕРЧИСТОТА"
(Галина Масис, Марианна Цветова)

Применение препарата Calasept для лечения деструктивных форм периодонтита
(Елена Пустовойт, Екатерина Поликанова, Анна Попова)

Опыт применения коллагенсодержащего геля "Эмалан" серии Medical Collagene 3D при лечении хронического пародонтита
(Дамира Тухватуллина)

Диагностическое значение определения концентрации секреторного иммуноглобулина в ротовой жидкости у лиц, принимающих наркотики опийного ряда
(Александр Воложин, Альбина Фурсова, Александр Смирнов)

Современные представления о компонентах успеха деятельности компаний-производителей средств индивидуальной гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний
(Вадим Кунин)

Современные методы лечения повышенной чувствительности зуба
(Асият Дадаева)

Математическое моделирование биомеханической системы спортивная шина - зубной сегмент челюсти
(Евгений Чумаченко, Дарья Игнатьева, Сергей Арутюнов, Владимир Кузнецов, Роман Абовян)

ВЫСШАЯ ШКОЛА

Современные методики преподавания истории медицины в МГМСУ
(Константин Пашков)

Меняем жемчуг на янтарь
(Марина Ретинская)

Инновационные направления организации образовательного процесса на стоматологическом факультете
(Вадим Кунин, Евгений Передников)

Студентам предстоит научиться учиться
(Эдит Кузьмина, Александр Митронин)

Болонья: здравствуй и прощай!
(Виктор Архипов)




ПЕРСОНА

Наталия Михайловская

О жизни науки и науке жизни

Сам труд во всем его величии шел на помощь науке, бескорыстно и могуче... И.Ефремов "Звездные корабли"

В прежней системе ценностей было немало пафосной лжи, но с нею, надо признать, свободно уживались вечные аксиомы: человек должен быть патриотичен, любовь - это святое, детям - счастливое детство, врач делает великое дело...

Последние 10 лет пресса и телевидение видят в нашем обществе в основном группы риска, по 24 часа в сутки напоминая о несовершенстве мира. На самом деле вокруг не только оголтелые скинхеды, беспринципные киллеры и продажные министры. Среди нас большинство тех, кто негромко любит свою страну, свою семью, свою профессию... Тех, кто по-прежнему выполняет настоящую мужскую работу: строит дома, сеет хлеб, сажает деревья, лечит людей. Каждый день. Год за годом.

Писатель Юхан Смуул как-то очень точно подметил, что интерес к профессии приходит к нам благодаря энтузиастам своего дела: плавая с хорошим капитаном, вы непременно захотите стать моряком.

К категории настоящих профессионалов принадлежит заведующий кафедрой косметологии и реконструктивно-восстановительной хирургии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), руководитель Центра реконструктивной черепно-челюстно-лицевой хирургии ЦНИИ стоматологии, член президиума Общества пластических и реконструктивных хирургов России, президент Национального общества эстетической медицины РФ, генеральный директор клиники пластической хирургии и косметологии "АРТ-клиник", главный специалист Медцентра при Президенте России, дважды лауреат премий Правительства России, доктор медицинских наук, профессор Александр Иванович Неробеев.

Золотые руки вместо стальных крыльев

Одни, подобно Джине Лолобриджиде, на миллионы долларов страхуют красивые ноги, другие, вслед за Карелом Готтом, требуют от страховых компаний материальной компенсации за сломанный в ресторане зуб идеальной формы, третьи в сотни тысяч оценивают свои голоса, четвертые... Но почему-то никогда никому не пришло в голову застраховать руки хирурга.

Поистине золотые руки, которые возвращают людям красоту и уверенность в себе, вселяют надежду, восстанавливают разбитые судьбы - дарят новую жизнь. Эти руки Мастера действительно дорогого стоят.

Слава о докторе Неробееве несколько раз облетела земной шар. И сегодня те пациенты, которых счастливая линия жизни свела с удивительным хирургом, вряд ли могут представить, что было бы, примерь он вместо белого халата... стальные крылья.

Крылья - мечта человека с незапамятных времен. Крылья поднимают в небо, такое прекрасное и таинственное, в которое одни смотрят с мольбой и страхом, а другие - с дерзким желанием высокого полета. Мечта родила удивительные легенды об Икаре, сказки о коврах-самолетах, межпланетных цивилизациях и кораблях.

Когда Александр Иванович был еще просто Сашей, ему тоже хотелось летать. Ну, почему люди не летают, как птицы? Вот бы подняться в воздух и ощутить это великолепное состояние невесомости, плавно парить, чувствуя под собой мягкость пушистых облаков, или устремиться вперед, опережая ветер-забияку!

Часами стоял мальчик, запрокинув голову, и зачарованно смотрел вверх. Он безумно завидовал брату матери, профессиональному летчику, страстно мечтая примерить эти блестящие крылья. Но дядя, как и отец мальчика, погиб во время Великой Отечественной войны. А как бы пригодилась Саше их мужская солидарность в споре с мамой, которая была категорически против того, чтобы сын поступал в военное училище. Она даже заручилась поддержкой учителей и отчима. Быть может, Александр и настоял бы на своем, но против маминых слез он оказался бессилен. К тому же так случилось, что к моменту окончания Сашей Неробеевым средней школы в Калинин (ныне Тверь), где жила семья, из Ленинграда перевели медицинский институт. И примерно в это же время юноша прочитал книжку про нейрохирургов. Профессия, о которой он толком ничего не знал, показалась ему очень увлекательной. Раз мечте о небе не суждено сбыться, он будет хирургом!

Александр отправился в институт, чтобы узнать, на каком из факультетов занимаются головой. Ему ответили, что поступать надо на стоматологический. Это был совершенно неожиданный поворот. Кем-кем, а вот становиться стоматологом он точно не хотел. Но раз решение принято, надо идти до конца. К тому же институт находился рядом с их домом, да и мама была безмерно рада неожиданному исходу спора.

Вот так небо лишилось одного из своих самых преданных поклонников, зато на земле началась судьба большого хирурга и ученого. Впрочем, тогда этого еще никто не мог предположить. Все зна-ния Александра о медицине сводились лишь к информации, почерпнутой из книги. И лишь к третьему курсу он осознал, что ему всю жизнь придется заниматься зубами. Значит, и мечта о нейрохирургии потерпела фиаско. Провалив два экзамена, он собирался уже бросить инсти-тути пойти в армию.Умамы появился новый повод для беспокойства за единственного сына. Но декан стомата сумел разглядеть в способном студенте будущего талантливого врача. Тем более парень был членом комитета комсомола факультета, и расставаться с ним не хотелось. Декан вызвал студента Неробеева в кабинет и провел воспитательную работу. Досдав "хвосты", Александр успешно окончил институт. Судьба не разрешила ему даже примерить крылья, чтобы не было соблазна променять их на данные Богом золотые руки. Это было бы слишком расточительно...

Не вреден Север для меня

Но и после окончания института работать стоматологом Александр не хотел. Еще на четвертом курсе они с приятелем втайне от всех отправили запросы во все самые крайние точки России - в Магадан, Якутию, на Камчатку. Хотели уехать куда угодно, лишь бы не лечить зубы. Из Якутии им пришел вызов, и по окончании вуза ребята получили персональное распределение. Александра взяли на работу в отделение травматологии областной больницы. И все же убежать от стоматологии он так и не сумел. Не успел молодой специалист проработать три месяца, как тамошнего стоматолога выгнали с работы, и Александр остался один на один с пациентами. Его заботам поручили 20 челюстно-лицевых больных. Пришлось вспомнить о том, чему его учили в вузе. Более того, он оказался единственным на всю республику работающим в стационаре дипломированным специалистом. Знаний юному врачу не хватало: кое-что подсказывали более опытные коллеги, но на большинство вопросов он находил ответы в книгах. Прочтет о том или ином трудном случае - и в операционную. А травмы у пациентов были серьезные: одного медведь в лесу задрал, другой свалился со строительных лесов, а третий пострадал в бытовой драке, кои нередко случались среди воинственных северян. Часто поступали и онкологические больные. У доктора Неробеева не оставалось ни единой свободной минуты. Даже отправляясь в кино или баню, он оставлял записку, где его искать. Зато три года, проведенные на Севере, стали отличной школой профессионализма. Лишь одного из своих пациентов Александр отправил в Иркутск, всех остальных оперировал сам.

Накопленный практический опыт ни у кого не оставляли сомнений в том, что начинающему, но уже достаточно грамотному хирургу необходимо продолжать учиться. Коллеги не раз советовали Александру поступать в аспирантуру. И снова помог случай. Когда выпускник медицинского вуза только приехал в Якутск, он многому успел научиться у прекрасного врача Ольги Моисеевны Сосны. К сожалению, вскоре она уехала работать в Иркутск. Но через некоторое время Александр Иванович получил от нее письмо, в котором Ольга Моисеевна рассказывала, как ездила в Москву, где познакомилась с чудной женщиной и удивительным хирургом, прошедшим всю войну, - заведующей кафедрой восстановительной хирургии лица Института усовершенствования врачей, профессором Валентиной Станиславовной Дмитриевой. Ее называли королевой стоматологии, каковой она, без всякого преувеличения, и была. Доктор Сосна настоятельно советовала своему ученику написать профессору письмо и рассказать о себе: кто он, кем и где работает, какие операции делает. Вскоре из столицы пришел ответ с приглашением приехать.

Поступить в аспирантуру ему, опытному практикующему врачу, не представляло большого труда. Через год Александр стал ассистентом кафедры. Работал он много и с удовольствием. По окончании аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию по травматическому остеомиелиту нижней челюсти. После этого полтора года оперировал в Русаковской больнице. Профессор В.С.Дмитриева занималась тогда проблемами нёба и предложила Александру Ивановичу возглавить детское отделение. Первыми в стране они начали оперировать малышей с врожденными расщелинами губы и нёба. Доктору Неробееву было всего 28 лет, когда он, проведя 200 уникальных операций пациентов, за которых никто не брался, набрал материал для докторской диссертации. Теперь больные шли "на него".

Профессор Дмитриева, делавшая на своего ученика большие ставки, хотела, чтобы к 34 годам он стал доктором медицины. Так, наверное, и случилось бы, если б не всегда присущая Александру совестливость и требовательность к себе. Он считал, что хирургу стыдно называться доктором наук, не умея как следует оперировать. Пациентам нужна не ученая степень, а умелые руки врача. Ведь любая оплошность хирурга слишком дорого стоит. Поэтому докторскую Александр Иванович Неробеев защитил лишь в 42 года.

Многое изменилось после того, как Валентина Станиславовна ушла с кафедры. А вместе с ней - современный взгляд на науку. Из литературы Александр знал, что в мире уже произошел прорыв в медицине: врачи проводили сложнейшие операции, занимались сосудистой хирургией. Специалисты потихоньку отходили от традиционного Филатовского стебля, внедряя новые методики. А отделением, где работал доктор Неробеев, руководил видный ученый, знаменитый хирург, лауреат Ленинской премии профессор Федор Михайлович Хитров, уверенный в "несгибаемости" традиционных методик. Александру Ивановичу стало скучно. И опять перст судьбы (какую оказывается большую роль играла она в его жизни). Неробееву позвонил приятель, которого только что назначили заведующим хирургическим отделением городской больницы № 36 в Измайлово, и пригласил поработать у него...

В поисках тайны Макропулоса

"Она, пожалуй, не могла бы сказать точно, сколько мужчин было в ее жизни. Лица многих уже стерлись из памяти. Шли годы, воздыхатели старели, седели, уходили в мир иной, их места занимали другие. А она оставалась все такой же молодой и обворожительной. Время было не властно над ней..."

Рецепт вечной молодости легендарного алхимика Макропулоса был утерян безвозвратно, проглоченный пламенем. С тех пор люди веками пытались воскресить великую тайну неувядающей красоты и здоровья. Александр Неробеев сумел это сделать. И его "средству Макропулоса" не были страшны ни огонь, ни время.

Но это случится чуть позже, а пока лабиринт, ведущий к тайне красоты, был пройден еще не до конца.

На новом месте службы Александру Ивановичу никто не мешал изучать по западным журналам и отрабатывать в морге новые хирургические методы. А однажды он узнал, что так интересующими его лоскутными операциями занимаются на уровне эксперимента в Центре хирургии под руководством Бориса Васильевича Петровского. Когда А.И.Неробеев показал коллегам свои наработки, они были изрядно удивлены тем, что молодой врач столь преуспел в сложнейшей методике. Александр Иванович предложил коллективу профессора Б.В.Петровского провести первую в России микрохирургическую операцию по пересадке лоскута. Шел 1978 год. В США, Канаде, Японии и Австралии подобные операции начали делать с 1973-го. Но первый российский блин оказался, как и положено, комом. Операция прошла неудачно: на третий день лоскут пациенту пришлось отсечь, а идеолога нового метода выдворили восвояси, мотивируя тем, что отечественные врачи пока не готовы к столь решительным переменам. Однако через три месяца Александр Иванович вернулся и сказал, что на этот раз гарантирует положительный исход операции. Ему поверили, и он оказался прав.

Впервые проведенная в Советском Союзе лоскутная операция буквально взорвала научный мир. Пресса захлебывалась в потоке лестных слов и поздравлений. В Центре Б.В.Петровского Александр Неробеев провел ряд подобных операций в составе группы хирургов, в которую входили нынешние светила науки академики Р.С.Акчурин и Н.О.Миланов. Бригада оперировала как врожденные, так и приобретенные дефекты. Восстанавливали даже языки и полностью отсутствующее нёбо. Доктор Неробеев занимался в группе пластическим замещением: подбирал необходимые лоскуты с различных донорских зон.

В 1983 г. он стал единственным в стране стоматологом, защитившим докторскую диссертацию по пластической хирургии. Одновременно оперировал на базе больницы № 36, продолжал преподавать на кафедре хирургической стоматологии РМАПО. Правда, работая на профессорской должности, еще пять лет после защиты он не мог получить звания профессора, так как не только не был членом КПСС, но и не скрывал своего негативного отношения к ней. Дело в том, что семья Неробеевых немало пострадала от Советской власти.

Дед, полковник царской армии, погиб до революции. Дядю Александра Ивановича - старшего брата папы - в 1937-м посадили за то, что у него в кабинете висел портрет отца в эполетах. Из-за дворянского происхождения отцу не разрешили поступать в институт, и он всю жизнь проработал простым чертежником. Досталось и тете. Зная трагическую историю своей семьи, Александр никогда не стремился заниматься партийной и общественной работой, не входил в бригады коммунистического труда. Поэтому должности и звания получали другие. А он просто работал так, как того требовала совесть врача.

В 1985 г. по предложению Минздрава А.И.Неробеева, уже заявившего о себе специалиста, прекрасно владеющего английским и немецким языками, окончившего к тому времени философский факультет университета марксизма-ленинизма, пригласили в ЦНИИС, где он возглавил отделение восстановительной хирургии. Предложенные им микрохирургические операции восприняли не сразу и не все. Одни считали их несовременными, другие - несвоевременными, третьи - вообще авантюрными. Сколько кляузных бумаг было написано на Александра Ивановича! Один доктор отправил в ЦК партии и КГБ письма, в которых называл Неробеева иностранным агентом, пропагандирующим чуждый советским врачам стиль работы.

Однажды Александра Ивановича вызвали в министерство и долго рассказывали, что в стране, где в 20% роддомов нет туалетов, негоже заниматься совершенно не нужной советским людям пластической хирургией. На одной конференции доктора-новатора отругал даже его единомышленник профессор Б.В.Петровский. Александр Иванович предложил восстановить пациентке ампутированную молочную железу, на что Борис Васильевич возразил: "Неробеев тянет нас не в ту сторону. В СССР не хватает трудовых ресурсов, поэтому надо пришивать пальцы, чтобы люди возвращались к станкам. А порядочную женщину, кроме мужа, никто не увидит. Зачем деньги зря тратить?"

Нелегок был путь доктора А.И.Неробеева к таким, казалось бы, нужным всем и каждому вещам - здоровью и красоте, но Александр Иванович решил пройти его до конца.

"Доктор с чемоданчиком"

Работая в институте профессора Б.В.Петровского, он много занимался торакальной хирургией, закрытием дефектов после онкологических операций. По долгу службы Александру Ивановичу много приходилось ездить. Он оперировал во всех крупных онкологических клиниках Советского Союза: Центре им. Н.Н.Блохина, НИИ нейрохирургии им Н.Н.Бурденко, Институте им. П.А.Герцена, НИИ онкологии, в московской городской больнице № 33. Работал он и практически во всех ведущих странах мира. Немало часов провел хирург в клиниках Венгрии, Англии, Южной Кореи. После показательных операций в Китае в 1992 г. ему предложили выгоднейший контракт, от которого он, впрочем, отказался. Много лет Александр Неробеев был представителем России в Европе по проблемам челюстно-лице-вой хирургии. Он -действительный член Европейской ассоциации челюстно-лицевых хирургов, действительный член Британского общества пластических хирургов. В 1987 г. в журнале "Огонек" об Александре Ивановиче была написана большая статья, которая так и называлась "Доктор с чемоданчиком".

Пластическая хирургия завоевывала мир, но специальности "пластический хирург" в России не было. Как нет и до сих пор, хотя профессор А.И.Неробеев потратил немало сил на ее официальное признание. В 1993 г. он организовал хозрасчетную кафедру косметологии и челюстно-лицевой хирургии, на которой преподает по сей день. Без участия профессора А.И.Неробеева не проходит ни одна челюстно-лицевая операция в клинике Медцентра при президенте России, где Александр Иванович уже 20 лет работает главным специалистом.

В 1997 г. в составе группы онкологов А.И.Неробеев получил Государственную премию РФ за реконструктивные операции онкологических пациентов. В 1978 г. состоялась первая Всемирная онкологическая конференция "Качество жизни онкологического больного". В СССР главным считали, чтобы человек выжил, а о том, как он будет дальше жить, скажем, без языка или челюсти, никто не задумывался. Американцы впервые подняли данный вопрос. Первым советским врачом, поддержавшим эту тему, стал Александр Иванович Неробеев. Против него восстали онкологи: если думать о том, как закрыть дефект, радикально опухоль удалить нельзя. Он доказал, что закрыть можно любой, даже самый большой дефект. Более того, восстановленный орган будет действовать.

Одной из его первых операций было восстановление языка. К Александру Ивановичу прислали пациента из Болгарии, лишившегося языка в результате травмы. В поисках врача, который взялся бы за эту уникальную операцию, американцы направили запросы во многие страны. Отозвался наш хирург. Через семь лет доктора Неробеева пригласил в Болгарию мэр крупного города. Он прекрасно владел языком, восстановленным в результате микрохирургической операции из мышцы, взятой с ноги.

Вторую Госпремию в составе группы ученых, возглавляемой директором ЦНИИС А.А.Кулаковым, профессор Неробеев получил за обобщение опыта работы реконструктивной хирургии. В 1995 г. на базе ЦНИИ стоматологии был организован Федеральный центр реконструктивной черепно-челюстно-лицевой хирургии, куда направляли самых тяжелых пациентов из регионов. Ныне это крупнейшее учреждение в стране, где специально подготовленные бригады проводят сложнейшие операции. Наиболее трудные микрохирургические фрагменты делает А.И.Неробеев. Заканчивают операцию, как правило, его ученики. Сегодня у профессора есть уже своя научная школа. Им подготовлено восемь докторов и 43 кандидата наук.

...Операции, студенты, симпозиумы и конференции. На хобби времени не остается. Впрочем, такие люди, как профессор А.И.Неробеев, которые, как Прометей, рождены, чтобы помогать людям, и не должны растрачивать себя понапрасну. Слишком много душевных и физических сил требует их профессия, любовь к которой у Александра Ивановича не первая и не вторая, она-единственная (пусть не обижается жена). Это образ его мыслей, дело всей жизни...




ВЫСШАЯ ШКОЛА

Студентам предстоит научиться учиться

АВТОРЫ

Профессор
Эдит Кузьмина,
доктор медицинских наук, декан факультета повышения квалификации стоматологов и преподавателей МГМСУ

Профессор
Александр Митронин,
доктор медицинских наук, заместитель декана стоматологического факультета МГМСУ

Вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с ролью общеевропейского движения, известного под названием Болонский процесс, в модернизации российской высшей школы. Достаточно ли студенты осведомлены об особенностях вступления России в европейское образовательное пространство? Какими они видят перспективы сотрудничества с зарубежными вузами? Могут ли оказывать влияние на процесс принятия решений в университетах? Ведь, в конечном счете, именно для студентов осуществляются реформы в области высшего образования.

Поэтому в Праге в 2001 г. в качестве одного из приоритетов Болонского процесса была признана необходимость вовлечения в него студентов как ключевых участников. В России в 1996 г. был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании", определяющий рамки для участия студентов в управление вузами. Студенты более других заинтересованы в модернизации системы образования, но в то же время наименее информированы о Болонском процессе в целом.

В соответствии с национальным проектом "Образование", в МГМСУ проводится активная работа по повышению качества подготовки специалистов. При пересмотре программ обучения и разработке государственного образовательного стандарта третьего поколения с учетом рекомендаций Болонской Декларации, Европейской ассоциации стоматологического образования (ЕАСО) и ВОЗ необходимо сохранить лучшие традиции российской медицины. Применительно к специальности "Стоматология" образовательный процесс должен учитывать принятую Генеральной ансамблей ЕАСО концепцию "Профиль и компетентности современного европейского стоматолога" (2004 г.).

Анализ социологического опроса студентов II и IV курсов, получающих высшее образование по специальности 060105.65 "Стоматология", касающийся совершенствования высшего медицинского образования в МГМСУ, позволяет констатировать: осознанно поступили в университет 98% второкурсников и 85,7% студентов IV курса; содержание обучения соответствует ожиданиям 94 и 90% учащихся. Студенты высоко оценили свои права на участие в обсуждении и решениях важных вопросов деятельности вуза (96 и 72%). По мнению опрошенных, существует необходимость в совершенствовании образования по специальности "Стоматология" (87 и 94%). Большинство студентов интересуются и знают о преобразованиях Болонского процесса (67 и 54%), хотели бы взаимного признания учебных программ стран Европейского Сообщества (66 и 75%).

Более трудной задачей для респондентов оказалось ознакомление с документом "Профиль и компетентности современного европейского стоматолога". Детально не изучали его 86% учащихся, столько же студентов имеют слабое представления о европейской системе зачета кредитов (ECTS). Вместе с тем термины профиль, компетентности в той или иной мере понимают 77-95% студентов. Однако 97% студентов, сообщая о том, что на кафедрах факультета при изучении дисциплин введена бал-льно-рейтинговая система оценки знаний, все же не осознали ее влияния на повышение качества освоения учебной программы (82% учащихся II курса и 74% студентов IV курса).

Ответы студентов вуза (факультета) показали высокий уровень их участия в исследовательской работе (95 и 91%), прежде всего в студенческих научных кружках кафедр. Весьма скептично студенты IV курса относятся к тому, что получение образования по европейской системе будет способствовать трудоустройству выпускников на национальном и международном уровнях. Основная масса опрошенных предпочли бы работать в коммерческих лечебных учреждениях (81 и 71%). Большинство (55 и 69%) студентов хотели бы трудиться и/или пройти стажировку за рубежом. Характерно, что 72% студентов II курса и 65 чел. IV курса оценивают получаемое в МГМСУ базовое медицинское образование как отличное и хорошее; 93% старшекурсников хотели бы продолжить профессиональное образование на последипломном уровне. Согласно опросу, иностранным языком владеют 40 и 29% студентов; 77-88% учащихся пополняют знания о передовых технологиях в стоматологии с помощью компьютерных технологий (Интернета), во время выставок, конгрессов, а не из книг, журналов, специальной литературы (ее читают лишь 8 и 5% студентов соответственно).

Все мероприятия и реформы высшего образования в России в рамках Болонского процесса направлены на создание оптимальных условии для совершенствования подготовки студентов. Поскольку учащиеся должны быть не только объектами, но и субъектами учебного процесса, совершенно ясно, что без их активного участия никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. В этой связи педагогам факультета важно научить студентов учиться. Самим же студентам предстоит перестроить подходы к приобретению знаний и компетентностей с последующим применением их в практической деятельности - научиться активно учиться, используя разные источники информации, в том числе богатый потенциал преподавателей.

Отечественная система высшего медицинского образования имеет давние традиции и предусматривает нормативный срок обучения пять лет с получением квалификации дипломированный специалист. Обучение включает три уровня: додипломный (базовый), послевузовский (интернатура, ординатура), дополнительный (стажировка, усовершенствование, переподготовка). С учетом важных и специфических особенностей высшего медицинского образования нет разумных оснований к изменению структуры национальной системы, тем более что сфера медицинского образования не упоминается ни в одном из документов Болонского процесса.

Различия между подходами к высшему образованию, определяемые Всемирной федерацией медицинского образования (ВФМО) и Болонской декларацией, касаются лишь структуры высшего медицинского образования, а рекомендации по подготовке специалистов по существу идентичны.

Международные стандарты базового медицинского образования имеют конструктивные отличия от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и неравнозначны отечественному понятию основная образовательная профессиональная программа. Поэтому каждый вуз, стремящийся готовить высококвалифицированных и добросовестных врачей, обязан обеспечить освоение базовых биомедицинских, поведенческих и социальных наук; общих клинических навыков; приемов принятия решений; коммуникационных особенностей; медицинской этики. В российском высшем образовании важно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки.