Павел ДОБРОВОЛЬСКИЙ, заведующий кафедрой материаловедения МГМСУ

МАТЕРИЯ -
ОТ МЕТАЛЛОВ ДО ГЛИНЫ

Единственная в мире кафедра материаловедения создана в МГМСУ

Решением Ученого совета МГМСУ в апреле 2000 года на стоматологическом факультете университета была создана кафедра материаловедения. Зарубежный опыт подготовки специалистов-стоматологов показывает, что этой науке уделяется значительное внимание. Никто и никогда не сомневался, что стоматологическое материаловедение как прикладная область знания, изучающая строение, состав, физико-механические характеристики и химические свойства, а также другие особенности, например память металлов или токсичность некоторых материалов, важна для студентов-стоматологов. Именно от знания всех этих свойств врачом-стоматологом во многом зависит качество лечения. Актуальные аспекты материаловедения, так или иначе, рассматриваются и изучаются на всех профильных стоматологических кафедрах, однако наибольшее внимание там уделяется вполне конкретным вопросам, которые представляют интерес для преподавания именно той или иной специальности. Так, на кафедре ортопедической стоматологии не изучают состав и свойства материалов для пломбирования корневых каналов, а на кафедре терапевтической стоматологии вряд ли будут изучать характеристики оттискных материалов. Более того, в различных публикациях одни и те же материалы называются не одинаково, а классификаций стоматологических материалов существует великое множество.

Обучение начинается с учебника. Сейчас уже выпущено большое количество учебных пособий, которые могут быть рекомендованы для изучения стоматологического материаловедения. Не умаляя достоинств авторов этих изданий, всетаки необходимо отметить, что практически все они клиницисты, а не материаловеды, и с образовательной точки зрения не могут раскрыть перед студентами богатство возможностей мира современных материалов. Не спасает положение и большое число переводных изданий, посвященных проблемам стоматологического материаловедения, так как качество перевода и используемая терминология оставляют желать лучшего. Написать хороший учебник - это значит систематизировать накопленные знания и привести их к некоему общему знаменателю. В частности, необходимо ввести единую терминологию и классификацию стоматологических материалов, объяснить студентам, как должна строиться оценка качественных показателей материалов. Именно здесь, кстати, и начинаются самые серьезные трудности. Понятно, что для успешной работы кафедры нам надо было привлечь к процессу обучения специалистов, обладающих унифицированными знаниями в области стоматологического материаловедения. Мы провели большую работу по их поиску, сталкиваясь постоянно с общеизвестными проблемами науки, образования и медицины - недостаточным бюджетным финансированием, уходом специалистов в бизнес и другие сферы деятельности. Хорошо известные научные центры, такие как лаборатория материаловедения Центрального научно-исследовательского института стоматологии, практически прекратили существование как исследовательские организации и превратились в сертификационные бюро, тестирующие материалы импортного производства. Мы прилагаем усилия, чтобы использовать богатейший опыт бывших и нынешних сотрудников этих подразделений для обучения специалистов-стоматологов. Еще один кадровый и научный потенциал, который мы стремимся задействовать в работе кафедры, находится в стенах промышленных предприятий, многие из них в последнее время уделяют огромное внимание научным разработкам в области новых материалов. Введение в действие международных стандартов систем контроля над качеством выпускаемой продукции привело к тому, что на базе заводов создаются хорошо оснащенные лаборатории, кроме функций контроля, активно занимающиеся научными разработками. Появляются специалисты-материаловеды, обладающие большим практическим опытом, которых мы привлекаем к преподаванию. Кроме того, промышленные предприятия обладают значительно большими финансовыми возможностями, нежели учебные заведения, и потому в состоянии обеспечить материальную базу для обучения студентов. Хорошо известен опыт, когда зарубежные компании, специализирующиеся на производстве стоматологических материалов, успешно и разносторонне сотрудничают с университетами. Стоматологическое материаловедение должно стать одним из общеобразовательных и обязательных предметов для стоматологических факультетов медицинских ВУЗов. Подобно тому как художник, смешивая краски для творения великих полотен, понимает необходимые пропорции и знает свойства того или иного состава, так и врач-стоматолог добивается наилучшего результата лечения только тогда, когда знает и понимает природу и свойства используемых им материалов.