e-Stomatology.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Официальный сайт Стоматологической Ассоциации России

Отчет о I-ом туре Russian Dental Volunteer Organization "Непал-Тибет 2012"

Все началось с юношеской мечты попасть на Тибет. А может не с этого, сейчас уже и не вспомнить точно. Факт, что мы еще давно с Денисом Несмеяновым не раз заговаривали на тему, что совершить такую поездку в жизни было бы здорово! Как оно реализовалось – об этом и рассказ…

Купить путевки и поехать куда-либо сейчас проще простого. А что-нибудь придумать, чего еще до тебя не сделали другие, сочетая профессиональный интерес и утоляя жажду путешествий – совсем другая тема. Она-то и пришла мне в голову, как обычно это и бывает, совершенно случайно: почему бы не попробовать заняться стоматологическим волонтерством и не съездить в какой-нибудь интересный регион? Ну не сразу в опасную Африку, а попроще. Например, в Непал и Тибет? Туда, где найдем местную структуру по организации таких туров. Поиски в Сети вывели меня и вызвавшегося на роль модератора, услышавшего про эту идею, доктора Романа Маслова на несколько организаций, большинство из которых были просто посредниками. Продолжение поисков и отправление запросов вознаградило нас нахождением Volnepal – организации, содействующей в организации волонтерской деятельности для медиков разных специальностей. Было уже начало года и надо было быстро принимать решение, что мы и сделали, решив ехать на майские. Согласовано оптимальное количество человек в команде – 10. Срочно были разосланы по друзьям-знакомым приглашения поехать. Из тех, кто мог и хотел, и сформировалась наша группа первопроходцев, смельчаков и в хорошем смысле слова авантюристов. Хотели поехать больше кандидатов, но часть желающих уже имела планы на майские, а кто-то даже выкупленные путевки. Что касается туристической части, билеты в Непал проблемы не вызывали. А вот в Тибет попасть можно было только на единственном рейсе Air China, которая монополизировала (причем за огромные для этого региона деньги – $900 за билет туда-обратно) это очень популярное, особенно в праздники, туристическое направление. Нужного количества авиабилетов Катманду-Лхаса и обратно мы не смогли выкупить уже за несколько месяцев! В итоге был найден вариант туда на самолетах, обратно 1500 миль на джипах, это и было одобрено большинством голосов. Что касается планирования волонтерской работы, то мы собрались проводить профгигиену, осмотры, уроки гигиены и раздачу средств ротовой гигиены. Все это мы полностью в итоге реализовали. Большое содействие оказали компании, поддержавшие нашу инициативу: «Н.Селла» выделила портативные ультразвуковые скалеры NSK и насадки к ним, «Стоматорг» снабдил нашу группу смотровыми наборами, а от группы компаний DRC (торговая марка R.O.C.S.) в Катманду был доставлен целый контейнер с продукцией для раздачи – щетками и пастами для разных возрастных категорий.

Надо сказать, что риска было немало: мы не знали, как нам все организуют в далеком и неизведанном Непале, сможем ли мы получить разрешение на въезд в Тибет во время майских праздников, которые в коммунистическом Китае тоже выходные дни. Существовало еще огромное количество нюансов, за которые приходилось волноваться. Но страх – это не про нас, и теперь уже можно констатировать, что все прошло на редкость четко и по заранее намеченному плану.

Итак, 30 апреля наша группа в составе: доктора Романа Маслова (Москва) Натальи и Григория Адинцовых из издательства «Поли Медиа пресс» (Москва), доктора Дмитрия Ермилова, доктора Анны Блохиной, докторов Ольги и Андрея Акуловичей из СанктПетербура, Марии Сердюковой (Новосибирск), Юлии Рогатневой и доктора Сергея Рогатнева из Воронежа во всеоружии выдвинулась в Катманду, куда и прибыла аккурат 1 мая. Первое впечатление от города было, надо сказать, ужасным: немыслимая пыль, глобальная антисанитария и грязь кругом, толпы народу и полный транспортный хаос сразу бросились нам в глаза. Приезд в красивый, в колониальном стиле Shanker Hotel, бассейн и отдых несколько нас успокоили и умиротворили. Последовавшая после этого ознакомительная экскурсия по Катманду сразу развеяла сомнения, надо ли было ехать в такую даль на праздники. Здесь к нам присоединились наши друзья – стоматологи из Европы.

Побывав на праздновании Первомая, который отмечался населением весьма активно, мы посетили площадь Дурбар (Дворцовую) и окрестности, погрузившись в совершенно неповторимый местный колорит, после чего в легендарном для всех альпинистов ресторане Rum Doodle мне довелось незабываемо отпраздновать свой день рождения, отмечать который мы, правда начали прямо в день вылета – в тот день именинницей была также и Мария Сердюкова. Теперь в Rum Doodle есть и традиционная фанерная ступня, расписанная стоматологами из России!

2 мая мы с самого утра занялись делом: прибыли в стоматологическую клинику Chabhil, отмыли отведенный нам кабинет и принялись было проводить профгигиену. В итоге, в клинике Chabhil прием вел один доктор – Дмитрий Ермилов, который практически до обеда, собрав вокруг себя местных дантистов, по привычке обучал их разным премудростям нашей профессии. Даже постоянные перебои с электричеством ему были нипочем – профи, что скажешь! Остальная группа отправилась в соседнее здание, где располагался местный стоматологический институт – Himal Dental Hospital and Institute of Dental Science. Там нам был выделен блок из трех рабочих мест, где мы поочередно работали врачами и ассистировали друг другу, проводя профгигиену обычным пациентам. Но постепенно нашими пациентами стали только студенты-стоматологи, внимательно наблюдавшие за нашей работой. Сюда же к нам приехал вице-консул Непала в России господин Упендра Махато (Upendra Mahato), с которым мы чудесным образом познакомились за день до этого во время пересадки в Дели. С ним приехало телевидение, местный канал Kantipur, которому я вместе с вице-консулом дал интервью про нашу миссию. Господин Упендра Махато (богатейший человек Непала, по данным Википедии) горячо поддержал наш приезд и пообещал всестороннюю поддержку на следующий подобный тур, чем, я не сомневаюсь, мы воспользуемся. После обеда мы продолжили знакомиться с Катманду и посетили красивейший комплекс Swayambhunath Stupa, откуда направились в не менее интересный и видовой Monkey Temple.

На следующий день мы вылетели в Лхасу, столицу Тибета. Полет недолгий – немногим больше часа, во время которого мы пытались разглядеть сквозь плотные облака высочайшую вершину мира – Эверест, которую по маршруту мы пролетали. Приземлившись в Тибете, мы сразу почувствовали на себе все «прелести» высокогорья – голову сдавливало, губы становились синюшными, ощущался недостаток кислорода, мучила бесконечная жажда. Ко всему этому сразу же пришлось адаптироваться. Благо, некоторым помогли баллоны с кислородом, которые постоянно раздавала наш гид Джема. В этот день нам удалось посетить Храм Джокханг – красивейший, один из самых почитаемых храмов тибетского буддизма, место паломничества, и побродить по прилегающей к нему площади. На ужин мы впервые попробовали блюда из яка, которые мы будем поедать в последующие три дня регулярно. Любимым блюдом группы стали непальские пельмени из яка – момо, которые наши девушки запивали непальским молочным чаем со специями – масала, а мужчины местным пивом Everest или Lhasa.

И вот 4 мая мы наконец-то посетили это знаменитое место – резиденцию далай-ламы, где его, впрочем, с 1959 года не было, потому как он после вторжения китайцев в Тибет возглавляет правительство Свободного Тибета в изгнании, и является персоной нон грата для Китая. Это, впрочем, не мешает дворцу Potala оставаться одним из самых величественных и священным для всех буддистов мира сооружением, растянувшимся на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками. Многочисленные паломники обходят вокруг холм с дворцом, совершая кору – ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны, которые здесь вообще встречаются очень часто. Potala расположен на высоте около 3700 метров над уровнем моря и считается самым высокорасположенным древним замком в мире. Это, конечно, сердце и жемчужина Тибета, посещение которого было незабываемым для каждого из нас. Наблюдения за бытом монахов и ужин с фольклорным представлением дополнили этот день.

Утром мы начали движение обратно в Непал. То, что путь наш будет непростым, мы догадывались. И он действительно оказался физически достаточно трудным – почти два дня по высокогорью, похолодание до минус двух градусов, ночевка на высоте около 5200 метров над уровнем моря в гостевых домиках без электричества и водопровода, ожидание расчистки завалов на горной дороге, когда огромная скала просто съехала с вершины и снесла кусок единственной дороги – горного серпантина, по которому можно было доехать до Непала. Через все это нам пришлось пройти. Восторгаться невероятной красоты пейзажами, которые мы проезжали, проснуться утром, выйти из хибары, в которой ночевал, не снимая одежды от холода, и увидеть неподалеку Эверест и красивейшие горные хребты вокруг, посетить по дороге превосходный монастырь в Шигадзе… Это того стоило!

Вернувшись целыми и невредимыми в Катманду, 7 мая с утра мы отправились в местный буддистский монастырь, где провели уроки гигиены монахам, массовую раздачу зубных паст и щеток R.O.C.S., после чего некоторые монахи попросили нас осмотреть и оценить состояние их ртов, чем мы и занялись. Многие уже меня об этом спросили, отвечу теперь всем – зубы у монахов достаточно ухоженные, как правило, разрушен нижний первый моляр, у многих минерализованные зубные отложения, причем зубной камень имеет зеленую окраску, видимо обусловленную характером питания с большим количеством растительной пищи. В тот же день мы посетили самый колоритный туристический район Тамел, где нас особенно интересовали многочисленные кабинеты дантистов, где действительно каждый может выбрать себе из больших коробок бывший в употреблении полный съемный протез, и местный доктор готов подогнать его под анатомические индивидуальные особенности покупателя. Здесь же находится место, достаточно популярное у местных жителей, – священный камень, дотронувшись до которого, каждый по поверью должен избавиться от зубной боли.

Следующий день мы провели в местной школе, организовав в каждом из 11 классов по уроку гигиены и везде совершая раздачу щеток и паст. Это было незабываемо – детвора с восторгом восприняла наш приезд и подарки, и в прямом смысле не хотела нас отпускать. Школьники охотно позировали перед фотокамерами и пытались вовлечь нас в свои игры. Отработав в школе, мы посетили располагавшийся неподалеку красивейший храмовый комплекс Bhaktapur. И в тот же день устроили себе силами спонсоров великолепный ужин в лучшем ресторане Катманду, расположенном в одноименном отеле – Yak & Yeti, основанном, кстати, в свое время бежавшим от коммунистического режима русским гражданином.

Я, как старший группы, благодарен всем за выдержку, смелость и дисциплинированность, которые были проявлены в этом нелегком туре! Особенно, конечно, женской половиной нашей команды. Спасибо, ребята! Отдельно объявляю благодарность модератору тура и, я надеюсь, наших дальнейших поездок – Роману Маслову, проделавшему много организационной работы и не спасовавшему перед многочисленными трудностями. Здорово, что мы нашли Volunteer Nepal National Group (Volnepal, VNNG) во главе с Ahish Neupane, который стал нашим новым другом, рисковал своими деньгами, предоплачивая ряд подготовительных этапов нашего приезда и много сделал в организации нашего пребывания.

Кроме этого, хочу выразить почтение и благодарность от всей группы тем, кто поддержал нас технически: компании «Н.Селла» и бренду NSK, лично Тимуру Ильягуеву. Скалеры NSK в таких непростых походных условиях отработали превосходно! Компании «Стоматорг», Gruppo Micerium, и разумеется, бренду R.O.C.S. и сотрудникам, помогавшим нам в организации: Сергею Жмыреву, Татьяне Купец, и конечно, их шефу – Светлане Матело.

Вот такой фантастической была первая поездка из серии Volunteer tour of Russian dentists. На следующий год будут организованы уже два волонтерских тура: повтор маршрута Непал-Тибет (на него уже больше половины мест закрыта заявками, кто желает поехать, поторопитесь написать мне об этом!). Кроме того, планируется тур в Азию, скорее всего это будет Камбоджа-Лаос. Команды станут формироваться осенью, присылайте ваши заявки на мой электронный адрес dr.akulovich@mail.ru, и мы будем вместе совершать удивительно интересные с туристической и профессиональной точек зрения поездки!

Андрей АКУЛОВИЧ

Фоторепортаж с I-ого тура Russian Dental Volunteer Organization "Непал-Тибет 2012"