e-Stomatology.ru

Рейтинг@Mail.ru

Официальный сайт Стоматологической Ассоциации России



ПОЛОЖЕНИЕ

об установлении гарантийного срока и срока службы при оказании стоматологической помощи в стоматологических учреждениях на территории г. Омска и Омской области

Уважаемые коллеги!

Нами неоднократно на многих стоматологических форумах ставился вопрос о необходимости утверждения гарантированных сроков лечения зубов в регионах (субъектах) Российской Федерации. Это нужно для предотвращения трудностей при конфликтах стоматологов с обществом потребителей и другими организациями и правовой защиты стоматологов.

Ниже (с разрешения региональной организации СтАР Омской области) дается в качестве примера «Положение» о гарантиях стоматологического лечения, разработанное в Омской области.

«Утверждаю»

Начальник главного управления
здравоохранения Омской
области

_________________В.А.Самойлов

«__________»____________________г.


ПОЛОЖЕНИЕ
об установлении гарантийного срока и срока службы при оказании стоматологической помощи в стоматологических учреждениях на территории г. Омска и Омской области

1.Настоящее Положение создано в целях:
- улучшения регулирования взаимоотношений, возникающих между ЛПУ и пациентом при оказании стоматологической помощи по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств пациента;
- оказания правовой помощи руководителям стоматологических учреждений.

2.Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального Закона РФ № 2 — ФЗ от 09.01.96 г., Федерального Закона РФ от 17.12.99 г. № 212-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»), Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. №27).

3.Необходимость разработки настоящего Положения обусловлена развитием законодательства о защите прав потребителей, предъявляющем новые требования к процессу оказания услуг в целом и стоматологических услуг в частности, с одной стороны, и наличием пробелов в регламентации взаимоотношений ЛПУ, оказывающих стоматологические услуги, и пациентов с другой стороны:
ЛПУ, оказывающие стоматологические услуги, являются изготовителями (исполнителями), и, одновременно, продавцами стоматологических услуг, а пациенты – потребителями (покупателями) этих услуг. Существование указанных отношений становится очевидным при изготовлении зубных протезов, пломб т.к. они являются овеществленным выражением стоматологических услуг.
Лечебно-профилактические учреждения, как продавцы и изготовители (исполнители) стоматологических услуг, несут ответственность в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» за их качество, в том числе за материалы. В связи с этим возникает необходимость в установлении сроков гарантии и сроков службы при оказании стоматологических услуг. До настоящего времени эти понятия не введены в отрасль здравоохранения в целом и в стоматологию, в частности. Между тем, в силу положений Закона РФ «О защите прав потребителей», Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.96 г. № 27) пациент, являющийся потребителем услуг, в случае обнаружения в выполненных услугах недостатков, имеет право предъявить требования по устранению недостатков и возмещению убытков. Данные требования могут быть предъявлены пациентом в течении гарантийного срока, по существенным недостаткам – в течении срока службы.
Отсутствие установленных изготовителем (исполнителем) гарантийных сроков службы не уменьшает степени ответственности изготовителя (исполнителя) за ненадлежащее качество услуг, т.к. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» если гарантийный срок не установлен потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) (п.3 ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей), в случае выявления существенных недостатков – в течение 10 лет (п.6 ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

4. Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения недостатка в выполненной работе, пациент вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков в выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Недостаток – это несоответствие оказанной стоматологической услуги обязательным требованиям медицинских стандартов.
- Гарантийный срок (Приложение 1) исчисляется с момента передачи
результата работы пациенту, т.е. с момента оказания услуги.

5. Срок службы товара исчисляется со дня его изготовления и определяется периодом времени, в течение которого товар (услуга) пригоден к использованию.
На протяжении установленных сроков службы (Приложение 1) стоматологическое учреждение несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине исполнителя. Существенный недостаток - это недостаток, который делает невозможным или недоступным использование результата работы в соответствии с его целевым назначением, либо который н может быть устранен, либо на устранение которого требуется большие затраты (например: полный перелом протеза или выпадение пломбы).
В случае выявления существенных недостатков в выполненной работе, допущенных по вине исполнителя, пациент вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков по истечении установленного гарантийного срока, в пределах срока службы. Если срок службы не установлен, то в течение 10 лет со дня принятия выполненной работы. Указанные требования должны быть устранены исполнителем в течение 20 дней со дня предъявления требования пациентом, если более короткий срок не установлен договором.
Если данное требование не удовлетворено в установленный срок, пациент по своему выбору вправе потребовать:
- соответственного уменьшения цены за выполненную работу,
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами,
- распоряжение договора о выполнении работы и возмещении убытков.

6. В соответствии с действующим законодательством исполнитель ( в лице ЛПУ оказывающего стоматологические услуги) обязан:
- в течение установленного гарантийного срока, устранять все недостатки, обнаруженные пациентом,
- в течение установленного срока службы – устранять только существенные недостатки.

7. В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель доводит до сведения пациента указанные сроки службы и сроки гарантии (в виде информации на стенде, либо в виде записи в медицинской амбулаторной карте, либо в договоре). В противном случае срок годности и срок гарантии считается не установленным и равняется 10 годам.
Также исполнитель рекомендует пациенту проведение необходимых мероприятий по уходу за состоянием полости рта (периодичность профилактических осмотров, проведение гигиенических мероприятий, уход за протезами, постоянное наблюдение за имплантатами и т.д в соответствии с установленными стандартами).
В случае несоблюдения пациентом указанных требований (при условии информированности о них пациента), последний лишается права ссылаться на недостатки (дефекты) в работе, возникшие в результате несоблюдения указанных требований.

8.Стоматологические заболевания, не указанные в приложении № 1, не имеют установленных сроков годности в связи с тем, что их лечение связано с большой степенью риска возникновения осложнений после проведенного лечения. Возникающие в результате лечения этих заболеваний осложнения лечатся в общем порядке, на возмездной основе.

9.Руководителям ЛПУ рекомендуется установить для своего учреждения срок службы и гарантийный срок на работу при оказании стоматологической помощи. При этом, учреждения имеют право изменять гарантийные сроки и сроки службы, но только в сторону увеличения. Принятые ими сроки не могут быть ниже установленных в Приложении 1 настоящего Положения.

10.При оказании стоматологической помощи по добровольному медицинскому страхованию предусмотреть, что в случае установления страховой компанией гарантийных сроков выше, чем в соответствующем стоматологическом учреждении, дефекты, возникшие по истечении гарантийных сроков, установленных последним, устраняются за счет средств страховой компании.

11.Данное Положение рекомендуется к применению всеми медицинскими учреждениями, оказывающими стоматологические услуги, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

12.Настоящее Положение действует в течение всего периода времени, пока не будут приняты соответствующие нормативные акты на федеральном или областном уровне, регулирующие взаимоотношения пациентов и учреждений, оказывающих стоматологические услуги.

Приложения:

1.Гарантийные сроки и сроки службы при оказании стоматологической терапевтической помощи.

2.Гарантийные сроки и сроки службы при оказании стоматологической ортопедической помощи.

3.Методика клинического обследования с целью установления сроков гарантии и сроков службы.


Приложение 1

СРОКИ
службы и гарантийные сроки на виды работ при оказании стоматологической помощи

1.Терапевтическая стоматология

№№ Наименование Срок гарантии Срок службы
1. Постановка пломб, эстетическая реставрация    
1.1. Пломба из цемента(силикатного, силикофосфатного)    
1.1.1. 1 класс по Блэку 1,5 месяца 3 месяца
1.1.2. II класс по Блэку 0,5 месяца 1 месяц
1.1.3. III класс по Блэку 1,5 месяца 1 месяц
1.1.4. IY класс по Блэку нет нет
1.1.5. Y класс по Блэку 1,5 месяц 3 месяца
1.2. Пломбы из пластмассы (акрилоксид, карбодент)    
1.2.1. I класс по Блэку 3 месяца 6 месяцев
1.2.2. II класс по Блэку 1,5 месяцев 3 месяца
1.2.3. III класс по Блэку 3 месяца 6 месяцев
1.2.4. IY класс по Блэку 3 месяца 6 месяца
1.2.5. Y класс по Блэку 3 месяца 6 месяцев
1.3.. Пломба металлосодержания    
1.3.1. I класс по Блэку 1 год 2 года
1.3.2. II класс по Блэку 9 месяцев 1,5 года
1.3.3. III по Блэку 1 год 2 года
1.3.4. IY класс по Блэку 1 год 2 года
1.3.5. Y класс по Блэку 1 год 2 года
1.4. Пломба из хим. композита (жидкость – порошок)    
1.4.1. I класс по Блэку 6 месяцев 9 месяцев
1.4.2. II класс по Блэку 6 месяцев 9 месяцев
1.4.3. III класс по Блэку 6 месяцев 9 месяцев
1.4.4. IY класс по Блэку 6 месяцев 9 месяцев
1.4.5. Y класс по Блэку 6 месяцев 9 месяцев
1.4.6. Пломба с парапульпарными штифтами 6 месяцев 1 год
1.5.. Пломба из хим.композита (паста-паста)    
1.5.1. I, II, III, IY, Y классы по Блэку 6 месяцев 1 год
1.5.2. Пломба с парапульпарными штифтами 6 месяцев 1,5 года
1.6.. Пломба из композита светового отверждения    
1.6.1. I класс по Блэку 1 год 2 года
1.6.2. II класс по Блэку 9 месяцев 1,5 года
1.6.3. III, IY, Y класс по Блэку    
1.6.4. Пломба с парапульпарными штифтами 1 год 2 года
1.7. Вениры 9 месяцев 1,5 года
1.8. Вкладки 1 год 2 года

Примечанмие:

1. Данные сроки рекомедованы для пациентов с единичным кариесом и множественным стабилизированным или при медленно текущем процессе.
При КПУ зубов 13-18 – сроки снижаются на 30%.
При КПУ>18 – сроки снижаются на 50%.

2. При неудовлетворительной гигиене полости рта – сроки уменьшаются на 70%.


Приложение 2

СРОКИ
службы и гарантийные сроки на виды работ при оказании стоматологической помощи

2.Ортопедическая стоматология

№№ Наименование Срок гарантии Срок службы
2.1. Вкладки:    
2.1.1. Из металла 1 год 2 года
2.1.2. Из металлокерамики 1 года 2 года
2.1.3. Из фарфора 1 год 2 года
2.1.4. Из пластмассы 6 месяцев 1 год
2.2. Вениры 9 месяцев 1,5 года
2.3. Коронки:    
2.3.1. Из пластмассы 9 месяцев 1 год
2.3.2. Из металлокерамики 1 год 2 года
2.3.3. Из фарфора 1 год 1,5 года
2.3.4. Из композиционного материала 9 месяцев 1,5 года
2.4. Штампованные коронки:    
2.4.1. Из стали 1 год 2 года
2.4.2. Из серебряно-палладиевого сплава 1 год 1 год
2.4.3. Из золота 1 год 1,5 года
2.5. Штампованные коронки с пластмассовой облицовкой:    
2.5.1. Из стали 6 месяцев 1 год
2.5.2. Из серебряно-палладиевого сплава 6 месяцев 1 год
2.5.3. Из золота 6 месяцев 1 год
2.6. Коронки цельнолитые:    
2.6.1. Из КХС 1 год 2 года
2.6.2. Из серебряно- палладиевого сплава 1 год 2 года
2.6.3. Из золота 1 год 1 год
2.7. Коронки цельнолитые с облицовкой 6 месяцев 1 год
2.8. Адгезивные протезы 1 год 1 год
2.9.. Мостовидные протезы    
2.9.1. Паянные:    
2.9.1. Из стали 1 год 2 года
2.9.1. Из серебряно-палладиевого сплава 1 год 2 года
2.9.1.3. Из золота 1 год 2 года
2.9.2. Цельнолитые:    
2.9.2.1. Из КХС 1 год 2 года
2.9.2.2. Из серебряно-палладиевого сплава 1 год 2 года
2.9.2.3. Из золота 1 год 2 года
2.9.3. Цельнолитые с облицовкой:    
  Из пластмассы    
2.9.3.1. Из композиционного материала 6 месяцев 1 год
2.9.4. Мостовидные протезы из металлокерамики 1 год 2 года
2.1.10. Бюгельные протезы 1 год 2 года
2.11. Частичные съемные пластиночные протезы 1 год 2 года
2.12. Полные съемные пластиночные протезы 1 год 2 года
2.13. Напыление 3 месяца 6 месяцев

Примечание:

1.При неудовлетворительной гигиене полости рта сроки гарантии и службы на все виды протезирования уменьшаются на 50%/.

2.При нарушении графиков профилактических осмотров, предусмотренных планом лечения, гарантия анулируется.

3.При протезировании на имплантаты сроки гарантии и службы определяются в соответствии с конструкцией протеза.